Роль звукоснимателей в формировании звучания электрогитары трудно переоценить. Даже самая дорогая гитара ручной работы будет звучать плоско и скучно, если на ней установлены неправильные или дешевые датчики. В то же время недорогая гитара, получившая апгрейд электроники, вдруг оживет. EMG, выделившаяся в свое время новаторским подходом, отличается от производителей, следующих за классическими стандартами звучания. В конце 1970-х и начале 1980-х годов компания впервые в мире представила активные звукосниматели, и с тех пор бренд EMG занимает почетное место среди глобальных лидеров в производстве электроники для гитары.
Попробовав активные звукосниматели, многие гитаристы начинают ощущать себя на вершине мира. Однажды Закк Уайлд рассказал, как его ученик, играя на гитаре Fender Mustang с звукоснимателями EMG, поразил музыканта громкостью и ясностью звука. Стоит ли говорить, как отличался звук от тогдашнего любимого сочетания Уайлда: Les Paul Custom с обычными PAF? Разница была огромной, и с того момента EMG стали его верными спутниками в мире мощного и агрессивного звучания.
Своим появлением бренд EMG обязан Робу Тернер, который целиком и полностью посвятил себя своему делу – экспериментам с гитарным звуком. Он учился у своего отца, работая в мастерской по ремонту радиоприемников, и быстро погрузился в мир электроники. Но довольно скоро интерес Роба переключился на звукосниматели. "Мои первые эксперименты начались еще в школьные годы, когда я начал соединять различные усилители с пассивными звукоснимателями", - вспоминает Роб. Его первой разработкой стал датчик для стратокастера с дополнительной внешней схемой. Внутри инструмента было множество проводов, это выглядело довольно хаотично. Роб систематизировал схему, а для борьбы с шумами и фоном решил провести полное экранирование всех элементов внутри гитары, разработав инновационную технологию, которая используется им и по сей день.
Тернер сразу почувствовал, что у него в руках продукт, способный изменить игру на рынке – и это подтвердили восторженные отзывы гитаристов о новом звукоснимателе. Этот низкоимпедансный датчик с активным предусилителем и питанием от 9-вольтовой батареи имел множество преимуществ: теперь музыканты могли без проблем использовать длинные кабели и не беспокоиться о качестве сигнала. Больше не было проблем и с 50/60Гц шумом из сети, помехами от световых приборов на сцене или опасностью поражения электрическим током.
В 1976 году брат Билл и Роб вместе создали компанию Dirtywork Studios. Они выпустили первый датчик под брендом Dirtywork, который сейчас известен как EMG H/HA. По своей сути это были сингловые EMG S/SA в корпусе хамбакера. Затем появилась модель EMG 58 - активный датчик-хамбакер. Но в то время как многие профессиональные музыканты оценили изобретение Тернера, другие гитаристы отрицательно восприняли идею размещения батарейки в своем инструменте. Это и стало главным препятствием для роста компании.
В 1978 году, как рассказывает Тернер, произошла смена названия фирмы на Overlend, из-за того, что прошлый бренд глубоко увяз в долгах. К счастью, Steinberger Sound – компания, занимающаяся высокотехнологичным музыкальным оборудованием, - вскоре стала двигателем крупных изменений. Партнерство с Steinberger оказалось настоящим спасением для Overlend. Steinberger, как и EMG, были очень смелыми новаторами на консервативном рынке гитар. Бренд акцентировал внимание на технологичности и экспериментах, таких как гитары GL-серии и басы L-серии из графита без головы, а также системы тремоло TransTrem с функцией транспонирования.
Основатель компании Нэд Штейнбергер (Ned Steinberger) вспоминает, как в свое время нашел в гитарном журнале рекламу звукоснимателей EMG и задумался: "А почему бы не изучить тему датчиков с низким сопротивлением?". Ведь на наших инструментах тогда были совсем другие звукосниматели с высоким сопротивлением. При этом на бас-гитарах датчики с низким сопротивлением были вполне востребованы гитаристами, ведь они создавали уникальный звук: колокольный, резкий, чистый и прозрачный. Этот звук полюбили люди, и поэтому мы решили остаться с EMG как с надежным поставщиком».
В 1981 году на басовых гитарах Steinberger начала устанавливаться модель звукоснимателя EMG SS (сейчас известная как HB). Электрогитары Steinberger также были оборудованы активными и пассивными звукоснимателями EMG.
"Я ценю в них яркие верхние частоты, минимальный уровень шума, отличную динамику и высокую чувствительность", - говорит Штейнбергер. Он отмечает, что для него важна именно чувствительность инструмента. При работе над гитарами он не думает о жанрах музыки, для которых подойдут готовые гитары, потому что каждый музыкант использует инструмент по-своему, и хороший инструмент должен быть универсальным.
Становление молодой компании стало окончательно успешным, когда EMG были выбраны в качестве стандартного оборудования на инструментах Steinberger. "Штейнбергер действительно способствовал росту и развитию нашего производства," отмечает Тернер. Это сотрудничество также случайно привело к знакомству с другим человеком – Харпом Куффнером.
В 1979 году Куффнер и Штейнбергер случайно встретились на выставке NAMM Show, где Нэд продемонстрировал струны La Bella и безголовую бас-гитару. Куффнер сразу почувствовал, что это нечто совершенно иное, выходящее за рамки его понимания музыкальных инструментов. Полгода спустя Нед появился в магазине Mandolin Brothers, владельцем которого был Куффнер, с новым проектом, цитрой-подобным инструментом, над которым тогда работали в Steinberger.
"Я спросил его: "Ты Нэд Штеинбергер? Где же тот инструмент, который ты показывал на выставке?" Мы поговорили и решили объединиться для работы. Нед научил меня многому, не только тому, как удобно использовать инструмент, но и тому, как важно быть смелым и как использовать необычные материалы при изготовлении музыкальных инструментов. Он также рассказал мне о том, как работает EMG. "Забудь о прошлом и смотри в будущее," - вот что мне сказал Нед. Он вдохнул в меня новый образ мышления – оставить в прошлом старые стереотипы и начать думать о развитии. Мы начали сотрудничать с Недом в 1980 году, и вместе с моим партнером Стэнли мы чуть позже приобрели Steinberger Sound".
Всем было ясно, что новые управленцы смогут оказать поддержку EMG в сфере продаж и управления. Куффнер быстро разработал новую стратегию маркетинга. В то время апгрейды на рынке в основном интересовали парней, желавших улучшить звучание своих старых гитар или же сделать новую гитару звучащей как винтаж. Роб Тернер постепенно начал работать с аудиторией, которая отличалась от привычных для него музыкантов. В это же время гитаристы переставали выступать в клубах на 250 человек и начали давать концерты в амфитеатрах перед толпами в 35 тысяч человек. Инновация в виде активных датчиков от EMG пришлась как нельзя кстати – они могли звучать круто и дома, и на огромной концертной площадке. Но рынок все еще не очень доверял EMG: многие напрямую говорили, что батарейки в гитаре – это абсурд.
Куффнер решил начать активное продвижение EMG на выставке Musikmesse в 1983 году. И это было правильным решением – европейский рынок отреагировал на новинку намного теплее и новый бренд постепенно начал становиться популярным.
Далее Куффнер начал активно продвигать свои гитары через независимых торговых представителей по всем Соединенным Штатам. После этого была запущена агрессивная рекламная кампания, что привело к быстрому росту бизнеса и финансовым успехам. В 1983 году компания Тернера официально сменила свое название на EMG, что расшифровывается как Electro-Magnetic Generator (Генератор Электро-Магнитных Полей).
Одно из отличий Тернера от других производителей звукоснимателей заключалось в том, что он решил не использовать свою фамилию для обозначения своих продуктов. "Когда я был молодым и играл в своей группе, мы случайно купили микрофон "Turner" в магазине. Оказалось, что он был откровенно плохим по звуку. Этот опыт вдохновил меня создавать свои собственные звукосниматели, но я решил, что не хочу видеть свое имя на них."
Изначально путь EMG не был неразрывно связан с тяжелой музыкой, хотя сегодня это бренд ассоциируется именно с рок- и метал-музыкой. Джон Каррутерс, владелец собственной мастерской по ремонту в Лос-Анджелесе, сыграл значительную роль в развитии EMG именно в этом направлении. Он активно участвовал в инженерных процессах, предлагая свои идеи и решения по усовершенствованию прототипов датчиков, которые компания присылала ему для тестов. Благодаря помощи Джона, продукция EMG попала в руки известных музыкальных исполнителей.
Стив Люкатер, великий гитарист, стал первым подписным музыкантом, использующим звукосниматели EMG. Он признавался, что эти звукосниматели стали неотъемлемой частью его инструментов и источником вдохновения. Его гитара Ernie Ball Music Man Luke снабжена сетом EMG SL-20, который включает в себя хамбакер EMG85 и два сингловых SLV.
Не менее важным для EMG являлось партнерство с Питером Фрэмптоном, который вместе с Люкатером сыграл ключевую роль в том, чтобы эти звукосниматели попали в руки легендарного Дэвида Гилмора из Pink Floyd. В результате этого сотрудничества была создана модель пикгарда DG-20 David Gilmour Signature с тремя сингловыми звукоснимателями SA с регуляторами громкости и технологиями EXG Guitar Expander и SPC Mid Boost.
Популярности EMG добавил и резкий рост аудитории MTV и количества любителей рок-клипов. Идеи дизайна гитар Штейнбергера делали эти клипы по-настоящему яркими и вызывающими, людям нравился не только звук гитар, но и то, как это все стильно выглядит. Чем популярнее становилась продукция от Steinberger, тем быстрее росли продажи EMG. Но этот начальный успех был лишь искрой, пламя разгорелось чуть позже.
Действительно успешным бренд стал после начала сотрудничества с такими монстрами тяжелой сцены, как Metallica. Кирк Хэммет начал играть исключительно на EMG после того, как услышал их звучание у своего товарища – Скотта Айана из группы Anthrax. Следом на EMG перешел и Хэтфилд. "Я долго искал, что-то более мощное и яркое. Но такого просто не существует. Немногие знают, но EMG, на самом деле, расшифровывается как Extra Metal Growl!"
Скотт Феррара, руководитель отдела Artist Relations компании EMG, рассказал, что многие известные музыканты, включая Killswitch Engage и Bullet For My Valentine, переключились на использование звукоснимателей EMG, следуя примеру ребят из Metallica. Не так давно Чад Крёгер и Райан Пики из Nickelback также присоединились к числу эндорсеров EMG. Однако, возникает закономерный вопрос: согласен ли сам Тернер, что активные звукосниматели – это решение именно для тяжелой музыки? "Рынок любит наклеивать ярлыки", - отвечает Роб.
"Это похоже на то, когда ты рок-звезда. Люди ждут от тебя только крутых хитов, но ты думаешь "Эй, да я уже давно пишу только лучшие хиты!" Я думаю, что то, что людям нравится, как EMG звучат в тяжелой музыке – это круто. Но я работаю и над другими проектами, мне это интересно. Я разрабатываю индивидуальные схемы и схемы для акустических инструментов. Прямо в текущий момент, например, для банджо. Еще мы сейчас работаем совместно с Traveller Guitar".
Сегодня дачтики EMG стандартно устанавливаются на многие крупно- и мелкосерийные электрогитары – Jackson, ESP, Schecter, B.C. Rich и другие.
Как ни удивительно, но сейчас EMG продолжают выпускать активные звукосниматели на своем заводе полного цикла в Калифорнии. Здесь происходит литье, намотка катушек, монтаж и сборка. И все это построено с нуля из небольшого гаража да еще и в одном из самых дорогих штатов США. Сам Тернер советует молодым предпринимателям быть упорными. Первые 7-8 лет его проект почти не приносил денег, но связка с Steinberger действительно дала свои плоды. Компания EMG сегодня – это история успеха бренда, который не собирался устраивать революцию в звуке, но в итоге повлиял на множество музыкальных стилей. И на сегодняшний день EMG остаются флагманами производства активной электроники, не уступая позиций более молодым брендам.