В данном материале мы поговорим о небольшом, но весьма важном элементе любой гитары – верхнем порожке. Изучив наш материал, вы узнаете, что такое и зачем необходим верхний порожек, из чего его производят и какой из вариантов лучше вам подойдет. Дополнительно мы расскажем о локовых конструкциях.
А перед началом чтения рекомендуем ознакомиться с ассортиментом фурнитуры в интернет-магазине Струнки.ру и выбрать для себя наиболее подходящую модель:
Купить верхний порожек для электрогитары>>>
Купить верхний порожек для бас-гитары>>>
Купить верхний порожек для акустической гитары>>>
Несмотря на свою величину, данная деталь струнных инструментов является, по сути, важнейшей наряду с бриджем/нижним порожком. Именно здесь, на перегибе струны, начинается их колебание и резонирование. Расположение порожка напрямую определяет величину мензуры и способность гитары строить. Пропилы порожка также влияют и на звучание гитары: неправильный пропил может стать причиной появления звона, а также излишне большой высоты струн по отношению к грифу.
Скажем проще: порожек влияет на каждый аспект игры, включая и настройку гитары, и ее звучание, и удобство.
Величина верхнего порожка и его форма зависит от особенностей инструмента: радиуса грифа, его ширины, размера ладов. Именно по этой причине универсальной модели порожка найти вы не сможете, а подбирать его нужно весьма внимательно и принимая во внимание параметры своей гитары.
Не стоит забывать также и о том, что грамотная установка верхнего порожка предполагает предварительную тщательную настройку гитары, включая шлифовку межладовых перегородок.
Расскажем об особенностях самых популярных материалов, которые используются для изготовления порожков.
Имеет достаточно твердую фактуру высокой плотности, использовался на большинстве винтажных гитар. Пропиливание необходимо осуществлять очень аккуратно – из-за особенностей материала в пазах под струны могут образовываться мини-зазубрины, из-за которых струна будет застревать в пропиле.
Костяной верхний порожек обеспечивает в меру яркое и весьма детализированное звучание без лишних призвуков.
Непростой для формования материал, который при шлифовке издает крайне неприятный запах.
Главная его особенность – способность к «самосмазыванию». Это обеспечивает лучшее движение струны в пазах и станет большим плюсом для обладателей инструментов с такими бриджами и грифами, из-за конструкционных особенностей которых струна не лежит в прорезях порожка ровно.
Помимо мягкого движения струны в пропилах, модели из графита обеспечивают ровное и достаточно мягкое звучание.
Большим плюсом является также доступная цена комплектующих из графита и то, что их продают в заготовках – а пропилы вы можете сделать сами с помощью специального инструмента, либо поручить эту работу гитарному мастеру.
Материал по своим характеристикам похож на те сплавы, из которых изготавливаются межладовые пластины. Чаще всего никелевые верхние порожки для гитары имеют меньшую толщину по сравнению с порожками из других материалов – по своему внешнему виду они скорее похожи на слегка увеличенные лады.
Дают яркое звучание, достаточно просто полируются, однако пропиливание и шлифовку лучше доверить гитарному мастеру – для этого потребуются навыки и специальное оборудование.
Пожалуй, наиболее твердый и долговечный материал, который достаточно просто и быстро полируется и выглядит очень стильно, особенно в сочетании с фурнитурой в цветовом оформлении «золото».
Латунные порожки дают кристальное и яркое звучание, а также достаточно длительный сустейн – особо это заметно на бас- и слайд-гитарах.
Материал достаточно трудный в обработке: при полировке и шлифовке он достаточно сильно нагревается и пылит.
Синтетический самозмазывающийся состав, который при затвердевании становится внешне похож на кость, но обладает большей прочностью. Обеспечивает ровное и мягкое звучание, имеет доступную стоимость, продается в заготовках и достаточно прост в обработке.
Прочный, но простой в формовании и шлифовке синтетический материал, который также применяют при производстве столеншниц для кухонь. Обеспечивает ровное и чистое звучание, но требует тщательной шлифовки и доводки. Также продается в виде заготовок, имеет не очень высокую цену.
Как мы уже говорили, от особенностей и качества данной фурнитуры зависит как удобство во время музицирования, так и качество звучания инструмента – особенно при звукоизвлечении открытых струн. Модели порожков из металлических сплавов более долговечны, но их звучание подойдет далеко не всем: верхний порожек из латуни или никеля обеспечивает более резкое звучание с более густым и длительным сустейном. При этом цена металлических порожков выше, чем у порожков из других материалов.
Вторыми по дороговизне являются костяные порожки. Причина проста – данный натуральный материал является достаточно редким, его не так просто обрабатывать. При этом костяные порожки достаточно долговечны, обеспечивают мягкое и «теплое» звучание. Подойдут любителям винтажности и натуральных материалов.
Порожки из синтетических сплавов (таск, кориан, делрин, синтетический графит) имеют наиболее низкую цену. Они не столь долговечны, но обладают полезными свойствами и очень просты в обработки. Верхние порожки из данных материалов можно установить на гитару самостоятельно, сделав пропилы с помощью специальных надфилей.
По большей части производители комплектующих придерживаются трех стандартов по ширине порожка:
Однако перед покупкой нового порожка мы все же рекомендуем провести точные замеры и проконсультироваться с продавцом – это поможет избежать необходимости подтачивать отдельные ребра порожка, если он слишком велик, или покупать новый в случае, если он оказался меньше необходимого.
Порожки с локовым механизмом
Суть таких конструкций состоит в том, чтобы надежно фиксировать струну в месте ее верхнего перегиба. Зачем это нужно? Когда вы используете рычаг тремоло, струна скользит по пропилу внутри порожка и при этом не всегда возвращается в первоначальное положение. Из-за этого строй «инструмента» плывет. Локовый порожек надежно фиксирует струны в пазах и помогает надежно и точно удерживать строй гитары.
Стоит учитывать, однако, что локовые порожки достаточно сильно влияют на звучание инструмента, делая его более «тонким», резким и высоким, струны резонируют немного хуже по сравнению с костяными и синтетическими порожками.
Таким образом, можем дать следующие рекомендации: