Гитарные мифы – это то, что окружает любого музыканта вне зависимости от его мастерства. И ежедневно этих мифов и заблуждений становится все больше: технологии музыкальной индустрии развиваются намного быстрее, чем музыканты успевают досконально в них разобраться и понять все особенности.
В данной статье мы рассмотрим 12 гитарных мифов и заблуждений, которые наверняка слышал каждый из вас, а также поможем избежать стереотипного музыкального мышления и научим избегать ошибок на пути вашего развития в качестве музыканта.
Пожалуй, один из самых распространенных мифов в гитарной среде. Изначально данное заблуждение базируется на тезисе о том, что у лампового оборудования есть четкая «раскачка», и звучат они ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО при громкости выше 40-50%. Абсолютно непонятно как вполне правильное описание принципа работы лампового гитарного оборудования привело к этому популярному заблуждению – но факт остается фактом.
Действительно, в полной мере ощутить полноту и богатство звучания лампового усилителя можно на мощностях, близких к максимальным: происходит это из-за того, что существенную роль в уровне компрессии и окрашивании звучания дополнительными гармониками на высоких мощностях начинает играть также и выходной трансформатор, и лампы оконечного усилителя, а не только лампы его предварительного собрата. Это именно тот насыщенный, жирный и бархатистый звук лампы, который получается при смежной работе всех элементов звукообработки в усилителе. Сюда же можно добавить и тот момент, что динамики в комбоусилителях или кабинетах устанавливаются из расчета их использования на мощностях выше среднего.
Однако из вышесказанного никак не следует тезис о том, что на малой громкости звучание мощной «головы» или комбика не раскроются – безусловно мы получим немного менее полное и богатое звучание, но поверьте – транзисторам до него все равно будет очень далеко. К слову, эту разницу в насыщенности гармониками услышит далеко не каждый музыкант, даже при наличии многолетнего опыта игры на разных типах гитарного оборудования.
Пару советов вдогонку по данному пункту:
На самом деле можно – но это скорее исключение из правила и фантастическое сочетание совместимого оборудования, прямых рук у музыканта и удачи. Большинство педалей эффектов производятся из расчета подключения в ламповое оборудование – здесь учитываются и уникальные особенности искажения звука лампой, и особенности цепи звукообработки в ламповом оборудовании. Педаль и лампа работают как напарники и дополняют друг друга – а вот педали и транзистор являются скорее конкурентами.
Подключение педали к транзистору приведет именно к тем эпитетам, которые мы слышали про Boss MT-2 Metal Zone и другие неплохие педали – песочный, зернистый, плоский, гнусавый…
Совет: используйте педали только так, как это советует производитель. Если это «грелка» - не «грейте» с ее помощью транзисторы.
Отчасти продолжение прошлого пункта. Объяснить появление это мифа крайне сложно, особенно с учетом того, что фактически роль «грелки» состоит в том, чтобы смешаться с ПЕРЕГРУЗОМ усилителя – и дать потрясающую синергию. По отдельности педаль и перегруз усилителя обычно звучат достаточно обыденно и блекло. Тем более, если мы говорим о педалях и транзисторных усилителях.
Стоит ли говорить, что сейчас за 90-120$ можно купить внешнюю звуковую карту того же уровня, как и на большинстве средних и средне-дорогих студий. При этом на звучание финального микса максимальное влияние оказывают руки звукорежиссера и используемое оборудование. Влияние звуковой карты в данном случае преувеличено – естественно, если мы говорим о внешних звуковых картах.
Одного поля ягоды – и в обоих случаях крайности. На самом деле на звучание гитары оказывает влияние практически все ее элементы: и материал грифа/деки, и качество электроники, и состояние/качество струн, и даже фурнитура. Однако уровень этого влияния отследить крайне сложно – особенно с учетом разницы в оборудовании, на котором эту разницу пытаются найти.
Учитывайте следующее: на недорогом оборудовании определяющую роль будет играть именно качество этого оборудования и, как ни странно, струны.
При подключении к более дорогому оборудованию раскрываются и нюансы, а также характер вашей гитары: здесь уже намного более заметно влияние дерева, датчиков и в том числе фурнитуры.
Звучит как жуткое клише, но все же: большая часть звука гитариста – это его руки. Особенности звукоизвлечения, фишки и приемы, его работа с собственным инструментом и оборудованием, к которому он привык. Не верите? Просто позовите своего друга-музыканта, подключите один инструмент к одному и тому же оборудованию и запишите один и тот же простой рифф. Поверьте, разница в звуке, которую вы услышите, будет разительна.
Еще один фактор состоит в том, что звучание гитариста – это не звучание одной ноты. Это, помимо прочего, еще и мелизматика, форшлаги, особенности фразировки и исполнения различных приемов. Сочетание всех этих факторов дает причудливый коктейль, который и является индивидуальным стилем гитариста.
Миф, который берет свое начало еще с советских времен, когда первые педали Distortion попали в руки оголтелых злых мужчин с длинными волосами.
Во-первых, злость и агрессивность звучания опять же сильно зависит от рук – в первую очередь от атаки, особенностей применения palm mute и т.д.
Во-вторых, перегруз сам по себе фактически является сильным компрессором. А компрессор, при переборе уровня рано или поздно смажет всю динамику и атаку. Соответственно, чтобы избежать нечеткого и размазанного звучания, вам придется искать ту золотую середину между насыщенностью и четкостью.
Справедливости ради скажем, что есть и обратный миф – вроде того, что маленькие динамики легче раскачать или что-то типа того. Но выбор динамика в том или ином случае определяет не столько его диаметр, сколько частотные характеристики. А здесь уже угадать, что будет звучать злее или басовитее очень сложно. Так что еще раз: выбираем аппаратуру прислушиваясь к мнению окружающих, но ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОСЛУШИВАЯ ее перед покупкой.
Кстати это заблуждение частично похоже и на следующее:
Миф пошел от местных «самоделкиных», коих в нашей необъятной стране во все времена было даже слишком много. Появилось это заблуждение в те годы, когда покупка зарубежного аппарата была невозможной роскошью – но рубить музыку с ламповым перегрузом уже хотелось. Найденные в отцовских журналах схемы усилителей адаптировались под нужды рок-сцены, и создавались, порой, совершенно фантастические агрегаты с таким же фантастическим звучанием.
Именно тогда из-за отсутствия опыта сравнения с разными видами лампового аппарата и слабого понимания физики формирования гитарного звучания и стали появляться различны мифы о ламповом оборудовании. Часть из них мы уже упоминали в данной статье, часть упомянем ниже, но, пожалуй, самый забавный из них – это измерение крутости звучания аппарата количеством ламп.
Однозначно можно сказать лишь одно: количество ламп однозначно связано только со стоимостью данной модели и тепловыделением оборудования.
Один из самых жестких мифов, которые даже умудрились поэксплуатировать некоторые производители гитарного оборудования. Якобы лампа в процессоре добавляет звучанию ламповый характер предусиления и все такое. На деле же в большинстве моделей лампа является не более чем бутафорией – перегруз, да и в общем-то вся обработка, идет сугубо через цифровые каналы. А в тех случаях, где лампа действительно играет какую-то роль в цепи, вы заплатите за ее наличие денег больше, чем получите фактического результата.
Стоит ли говорить, что в большинстве случаев звук для зрителя исходит вовсе не из гитарного оборудования, а из портальных систем, расположенных по всему периметру сцены. Но для чего тогда такое количество стеков? Закономерный вопрос. Здесь возможны две причины, которые, к слову, в большинстве случаев работают в дуэте.
Во-первых, такое количество гитарного стаффа (впрочем, как и один маленький комбик) выполняют для подключенного к нему музыканта роль монитора. Чем большей мощностью обладает оборудование, тем лучше музыкант сможет слышать себя – а своих коллег услышать ему помогает напольное мониторное оборудование (да, это те штуки на переднем краю сцены, на которые так любят становиться музыканты).
Ну и конечно же второй аспект – это пафосность! Чем больше на сцене оборудования, тем более крутым выглядит музыкант в глазах обывателя. Кстати, в отдельных случаях для экономии на пафосе (!!!) музыканты используют простые коробки от стеков, которые для зрителя выглядят круто, а по факту являются простыми пустышками.
В первом случае заблуждение подкрепляется достаточно расплывчатыми свойствами вроде «разыгранности», «возраста дерева», а в конце спора используют главный аргумент – «вот раньше-то умели делать!»
Частично это может быть правдой – однако это совершенно не аксиома, и плохая гитара так и останется простым бревном через 10 и 20 лет. Наиболее важный фактор крутости винтажного инструмента – то, кому он принадлежал и как за ним ухаживали. Если хозяин действительно уделял время уходу за гитарой, ее настройке и обслуживанию, занимался доводкой инструмента и апгрейдом фурнитуры – то эта гитара действительно станет звучать с годами только лучше!
Второй вариант заблуждения тоже излишне однобок – многие нынешние компании (и даже флагманы гитарной индустрии) давно уже находятся под руководством новых лиц, многие из них уже не на столь высоком уровне осуществляют контроль качества, а производство отдельных серий уже навсегда перенесено в страны Азии.
И в завершении напоминаем еще раз: все, что касается гитарного оборудования и тем более самих гитар – сугубо индивидуальный и спорный вопрос. Звучание отдельно взятого инструмента определяется множеством факторов, часть из которых начинающим музыкантам вообще не заметна. Поэтому не верьте мифам и стереотипам – ориентируйтесь только на собственный слух и, конечно же, слушайтесь старших коллег по музыкальному цеху : )