Один из самых насущных и сложных вопросов в среде современных музыкальных групп: почему одни коллективы становятся успешными, а другие вечно стагнируют и не добиваются существенных результатов, при этом затрачивая немалые деньги на репетиции, расходные материалы, запись и прочее? Почему кто-то выглядит на сцене как «влитой», посылает в зал безумный поток энергетики, при этом играя без запинок, а кто-то уныло и безэмоционально играет каверы в маленьком клубе или на свадьбе? Талант? Хорошие инструменты? Разные музыкальные жанры?
Безусловно, все эти факторы имеют свой вес, однако один из наиболее важных аспектов успешности выступающей группы – это ответственный подход к репетициям. На самом деле увеличить продуктивность репетиций и «выхлоп» от них не так уж и сложно: сегодня мы дадим вам 5 советов по тому, как провести максимально успешную репетицию.
8 из 10 репетиций превращаются в балаган из-за отсутствия должной подготовки к ней. Для начала сообща согласуйте удобное для всех время, сообщите близким о том, что у вас репетиция и ПОСТАРАЙТЕСЬ ВЫКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕФОН. Назначайте время репетиции таким образом, чтобы комфортно приехать на нее минут за 20-30 до начала времени вашей группы.
Не забывайте, что репетиция – это не единственное время, когда вы должны заниматься разбором своих партий. Хорошей идеей будет воспринимать свою музыкальную детельность следующим образом:
Занятия дома (фактически именно это и есть ваши основные репетиции) -> Репетиции с группой («мини-концерт») -> Выступления (наиболее важный момент, этакий «отчетный» перфоманс перед публикой)
То есть репетиции с группой должны стать для вас не просто тренировкой, а ответственным процессом, который непосредственно приближен к живому выступлению… но без публики.
Обеспечьте для себя возможность делать заметки: по ходу игры с коллегами вы можете обнаружить некоторые новые нюансы, которые следует отметить для себя и не забывать в будущем.
Если ты вокалист – хорошо выучи тексты композиций. На репетиционной точке всегда нужно иметь тексты в распечатанном виде либо экземпляры, написанные от руки (перепишите пару раз вручную собственные тексты – и вы уже почти идеально их запомните). Попробуй дома в уме пропеть песни, а также выяснить технические вопросы: насколько подходит тебе тональность, темп и запланированные вокальные пассажи. В идеале еще до репетиции определить подходящую высоту пения, темп и все партии.
Если ты барабанщик, то еще и еще раз прослушай все песни: хоть в midi, хоть в виде демо-записей, хоть просто промотав их в голове. Ты должен отлично ориентироваться в структуре и темпе композиций, заранее наметь все сбивки и фишки, в идеале отработать их игру вне репетиции. Если нет возможности играть на установке вне репетиции, то во время игры с коллективом не пытайся сразу усложнять партии – делай это постепенно, чтобы не сбиться самому и не сбивать своих коллег.
Если ты басист, то ты, как и барабанщик, должен идеально знать структуру и темп композиции. При этом сделай свои партии не только ритмичными, но и «вкусными» - от тебя во многом зависит, насколько мощно и интересно будет звучать низкочастотная «подложка» всех песен.
Если ты гитарист, то сначала разбери наиболее сложные свои партии. Не пиши такие соло, которые не можешь сыграть идеально. Репетируй их вдвое дольше и чаще, чем другие партии. Неплохо было бы также иметь с собой на репетиции распечатку гитарных партий.
Постарайтесь отложить на потом все беседы не по делу, перекуры, разговоры по телефону и проверку новостной ленты в соцсетях. На репетиции группа должна быть сосредоточена на музыкальных моментах и максимальное время необходимо посвятить именно совместной игре. Не забывайте, что вы собрались не ради тусовки, а ради напряженной работы.
Большинство музыкантов приходят на репетицию и сразу начинают играть песни. Рекомендуем первые 15-20 минут посвятить работе со звуком: подстройте инструменты по высоте, выберите гармоничные настройки звучания каждого музыканта в коллективе, отрегулируйте положение каждого человека на репетиционной точке и громкость звучания его инструмента. Наметьте те настройки на ваших педалях эффектов/процессорах/усилителях, с которых вы позже будете начинать саундчек перед выступлением. Это сэкономит вам уйму времени.
И последнее: большинство репетиционных баз не предназначено для того, чтобы барабанщик играл в полную силу – он попросту будет глушить остальных. Учитывайте это и напомните коллеге, что не обязательно вколачивать палочки в барабаны и тарелки.
Это может быть совместный джем или совместное упражнение, простой кавер либо же несложная песня из репертуара вашей группы. Разогрейтесь, отточите простые собственные композиции до «автомата», после чего беритесь за более сложные композиции.
Если несколько попыток сыграть сложный момент/песню оказались неудачными, то переключитесь на время на другие песни. Неплохой идеей будет иметь с собой на репетиции записи ваших песен – в случае возникновения сложностей с определенным моментом вы с коллегами сможете послушать трек и понять, в чем ошибка одного из музыкантов. Но не тратьте на разбор песен много времени – лучше посвятите его игре других композиций.
За 20-30 минут до конца репетиции сыграйте без пауз всю вашу программу – как если бы вы играли ее на концерте. То есть не тратьте время на беседы и т.д. Этот небольшой активный рывок станет для вашей группы тем маленьким репетиционным стрессом, который улучшит вашу слаженность во время живых выступлений.