Кто такой лучший гитарист? Тот, кто знает все гаммы и может играть максимально быстро? Или тот, кто играет простейшие аккорды, но при этом всецело отдаётся музыке, а его песни поют даже во дворе?
На эти вопросы каждый отвечает самостоятельно.
Само собой разумеется, что при живом выступлении ваши навыки игры на гитаре должны быть отточены до высочайшего уровня. При репетициях вам нужно сосредоточиться на сочетании багажа знаний (или репертуара) и основных навыков, например: игра в ритм, правильное звукоизвлечение, эффективная постановка рук.
Исходя из этого, ниже приведен не столько режим тренировок или серия упражнений, сколько более широкий набор подходов и концепций, которые помогут вам отточить необходимые навыки игры вживую. Читайте дальше, берите гитару и начинайте заниматься!
Смена аккордов – наиболее полезное упражнение.
Запишите это в раздел "важные навыки игры"! Играете ли вы вживую, записываетесь в студии или просто импровизируете для удовольствия – не важно. Вы должны отточить смену аккордов.
Следует учиться не только быстро переставлять стандартные (или «блатные») аккорды, но и довольно специфические, например:
Так же можете отрепетировать перестановку одного аккорда, но в разных его вариациях, например:
Нет смысла учить один рифф или отрывок из песни, так как подобные действия не приводят к развитию.
Только в том случае, если вы будете учить песни целиком, вы разовьете мышечную память и выносливость. Спустя некоторое время, вам потребуется значительно меньше усилий для того, чтобы выучить новую песню.
Если вы сделаете длительный перерыв в игре на гитаре, ваши базовые навыки пострадают. Старайтесь уделять музыке хотя бы 30 минут в день для поддержания себя в форме. Для интенсивного развития 30 минут будет, конечно, маловато.
Вы можете приобрести специальные тренажёры для пальцев, что позволит держать пальцы в тонусе даже в случае невозможности прямо сейчас поиграть на гитаре.
Желаете достичь высокой скорости исполнения? Тогда научитесь играть медленно!
Простое правило, однако многие его не соблюдают.
К примеру, вы играете со скоростью 80 bpm. Спустя 10-15 минут игры поднимите скорость до 82 bpm, спустя еще 10-15 минут до 84-85 bpm. На следующий день начните с 82 bpm, но конечную скорость доведите уже до 87-88 bpm.
BPM – удары в минуту. Незначительно поднимая скорость игры, вы обманываете свой мозг, но не руки. Мозг не замечает изменений, если они происходят плавно, однако ваши руки и слух постепенно развиваются.
Выучите эти распространенные аккордовые прогрессии – и вечер джемов пройдет легко!
Небольшое знание аккордовых прогрессий поможет вам в импровизации. Здесь мы рассмотрим несколько основных аккордов в тональности До мажор.
Попробуйте сыграть прогрессии, как они написаны в тональности До, а затем посмотрите, сможете ли вы отработать те же последовательности в другой тональности, например, Соль или Ля мажор. Начнем с рассмотрения основных аккордов, встречающихся в До-мажоре.
I-IV-V (один-четыре-пять) - это бесспорный чемпион среди аккордовых прогрессий. E (E-A-B) и A (A-D-E) – Ми мажор и Ля мажор, соответственно.
Джазовый стандарт, основанный на песне «Autumn Leaves».
Прогрессия Боба Дилана, основанная на песне «All Along The Watchtower».
Прогрессия, основанная на песне «Sweet Child O' Mine» группы Guns and Roses.
Прогрессия, основанная на песне Боба Марли «No Woman, No Cry».
Прогрессия, которую часто называют прогрессией 50-х годов.
Не будем рассказывать про важность знания гамм и пентатоники. Как минимум, данное знание позволит держать в своих руки в тонусе, знать тональности, особенности гармонии и так далее. Как максимум, знание простейшей пентатоники позволит сымпровизировать при форс-мажорной ситуации.
К примеру, у вас прямо на концерте порвалась струна, но вам необходимо сыграть соло именно на порванной струне. Выход есть – используйте эту же гамму/пентатонику, но играйте в другом боксе (позиции).
Легато, hammer-on, pull-off, теппинг, игра даунстроком, апстроком, переменным штрихом, фанковый чёс, основы свинга, блюзовая прогрессия аккордов, основные джазовые аккорды и… многое другое.
Необязательно всё заучивать и оттачивать до совершенства (но не помешало бы). Умение исполнять музыку в других стилях, различные приёмы и фишки – вполне смогут украсить любое выступление.
Необязательно учить другие песни, не обязательно знать всю теорию музыки (но желательно).
Самый простой способ научиться играть соло – возьмите одну ноту и пытайтесь её развить. К примеру, попробуйте изменить ритм, добавить к этой ноте другую ноту, снова попытайтесь изменить ритм, добавьте третью ноту и повторите по кругу.
Возможно, вы сможете сыграть соло лишь на двух нотах и оно будет запоминающимся.
Пример простого соло: Red Hot Chilli Peppers – Other Side и The Pixes – Where is my mind
В песне «Where is my mind» простейшая соло-партия стала визитной карточкой группы, благодаря чему песню знает практически каждый.
Сюда же следует отнести знание других жанров, приёмов игры и гамм. В общем и целом, данный багаж знаний можно назвать неким стартовым набором для сочинения соло-партии.
Всё то же самое справедливо и для ритм-партий.
Возьмите себя в руки и победите нервозность на сцене.
Наш лучший совет по преодолению нервозности на концерте – взять под контроль все возможные элементы вашего выступления. По нашему опыту, использование проверенного и надежного оборудования и исполнение хорошо отрепетированных песен являются гарантом отличного выступления.
Спросите себя: из-за чего вы нервничаете? Если проблема вам известна, и вы можете её решать, то зачем нервничать? Если не можете решить, то зачем переживать из-за неё?
Однако, существует простейший свод правил, которые позволят обезопасить себя на во время живого выступления.
Вам необходимо чётко знать, за что отвечает тот или иной переключатель на комбоусилителе, процессоре или на педалборде.
Элементарное знание оборудования позволит в форс-мажорных обстоятельствах не растеряться и решить внезапную проблему.
К примеру, у вас прямо во время концерта сгорел блок питания процессора. Знающий человек как можно быстрее подключится к комбоусилителю напрямую и как можно быстрее настроит необходимый звук.
У вас гитара с активной электроникой – батарейка может сесть во время концерта.
У вас гитара – струны могут порваться.
У вас барабаны – палки могут сломаться.
В общем и целом, не поскупитесь на запасные расходные части.
Если саундчек за 30 минут до концерта – концерт будет плохим. Старайтесь приходить на саундчек вовремя и ставить его как можно раньше, ибо во время проверки и отладки оборудования могут возникнуть самые разные проблемы, которые перечислены в двух пунктах выше.
На саундчеке старайтесь создать максимально комфортные условия для себя, чтобы концерт прошёл в спокойной и в привычной обстановке.
Перед каждым концертом необходимо разогревать свои мышцы и суставы, так как концерт – настоящий кроссфит. Неподготовленный человек не сможет отыграть панк-рок концерт, если его мышцы не будут в тонусе.
Следует разминать не только ноги, спину и руки, но и пальцы, ведь именно от ваших пальцев зависит успех концерта.