Все мы, конечно же, будущие виртуозы. Только вот одна часть людей считает, что талант дается человеку при рождении, а другая часть уверена, что талант приобретается путем ежедневных занятий в течение многих лет. Оба мнения имеют право на жизнь, так как каждый из нас по-разному предрасположен к занятиям музыкой. Но факт остается фактом – в обоих случаях нужно упорно заниматься.
Нужно долго заниматься. Побольше… © Сергей Табачников
Предлагаем вашему вниманию несколько простых, но крайне полезных советов, которые помогут вам правильно построить эффективные занятия музыкой.
Мозг может учиться максимум 15 минут. Другими словами, на одно упражнение лучше тратить около не более 10-15 минут в день. Отыграли одно упражнение – переходите к следующему. С таким подходом вы сможете выполнить больше разнообразных упражнений в короткие сроки. То же самое касается разучивания новых песен.
С песнями, конечно, немного сложнее, так как необходимо также запоминать их структуру. Тут поможет только систематическое повторение – в начале и в конце занятия, например.
Некоторые гитаристы разбивают свои занятия на блоки: 4 упражнения по 15 минут или 6 упражнений по 10 минут. Итого мы имеем всего час практики в день, но целых 4-6 упражнений! Добавьте к этому импровизацию или игру «в удовольствие» еще минут 30 – и вы удивитесь своему прогрессу.
Собственно, для развития этого более чем достаточно, если вы не занимаетесь музыкой на профессиональном уровне. Можно заниматься и два часа, и три и более, но…
Если гонять по кругу одно и то же упражнение в течение двух месяцев – результатов не ждите. Даже если вы тратите по 15 минут в день на упражнение.
При очень долгой практике одних и тех же риффов и пассажей может проявляться регресс, что крайне демотивирует. Объясняется тем, что мозг устает от монотонных действий и отказывается их воспринимать – новых челленджей-то вы ему не даете! Либо давайте себе отдых от каких-то упражнений, либо переключайтесь на другие техники.
Лучший отдых – это смена деятельности. Тем более, что мышцы должны отдыхать и восстанавливаться. Также не забывайте о прогрессии нагрузки. Почувствовали себя комфортно с упражнением в темпе 120 bpm - подкрутите метроном на темп 125 и так далее.
Так вот - оно не работает! Увы, но миф про волшебные 10 000 уже не раз развенчан. Его стоит воспринимать в качестве афоризма – чем дольше вы занимаетесь любимым делом, тем лучше будет результат. Логично, правда?
Однако много – не значит лучше, как мы уже писали ранее. Важна не продолжительность, а регулярность, а также прогрессия нагрузок. Другими словами, намного эффективнее будет выстраивать занятия по одному часу в день, чем один раз в неделю, но сразу по 6-7 часов.
Теория, техника, импровизация, ритмика и так далее - видов упражнений превеликое множество, значит, нам есть из чего выбирать. В идеале, если «программу тренировок» составит ваш преподаватель по гитаре, если таковой имеется.
Дифференцируйте свои занятия музыкой. Другими словами, треть времени вы можете выделить на развитие техники, треть - на теорию, и еще треть - на импровизацию или запись своих партий. Важно создать комплексный подход при занятии, чтобы уметь не только сыграть гамму 16-ми нотами при темпе 160, но и понимать входящие в гаммы ноты. Дифференцируя занятия, вы объединяете свои навыки и достигаете эффекта синергии.
Помимо этого, вы сможете применять теорию при написании новых технически-сложных партий и лучше понимать свою любимую музыку.
Довольно многие музыканты спрашивают: «А нужен ли преподаватель?»
С уверенностью ответим, что да, особенно в начальный период занятий музыкой. Зачем учиться на своих ошибках, если можно учиться на чужих? Никто не заставляет покупать абонемент на три года. Четырех занятий порой достаточно, чтобы преподаватель дал вам вектор развития и указал на самые явные ошибки. Через пару-тройку месяцев вы снова захотите на занятия к преподавателю. Наставник может подобрать упражнения под вас, так как вряд ли упражнения из джазовой школы будут полезны, если вы любите джент.
Закройте социальные сети, выключите телефон. В комнате в идеале должны быть только вы и инструмент (ну можно еще кота оставить). Если вы сели заниматься, то занимайтесь. Иначе вы, вроде бы как, прозанимались час, а на деле 20 минут сидели в ВК – это уже не особо похоже на практику? Создайте себе установку, что во время занятий вас ни для кого нет. Для большего контроля времени рекомендуем ставить таймер, который будет вам подсказывать, когда переходить к следующему упражнению.
Соблюдение всего вышеперечисленного поможет вам довольно быстро поднять уровень владения инструментом.
Но не менее важно и то, что именно вы играете на занятиях. Однако это совсем другая история, о которой мы расскажем в следующих статьях.