Звучание гитары зависит от целого ряда показателей и характеристик – тип дерева, качество экранирования, электроники, сборки и фурнитуры.
К сожалению, деревянные элементы гитары крайне сложно заменить. Качество сборки в некоторых случаях можно немного повысить, заменив фурнитуру или крепежные элементы. Электронику также можно проапгрейдить на более качественную.
Однако даже качественная и премиальная гитарная электроника не всегда отвечает требованиям, которые предъявляет к ней гитарист. Самая очевидная и распространённая проблема гитарного звука – срезание верхних частот по мере убавления громкости на гитаре.
Ремарка: некоторые гитаристы наоборот предпочитают данную особенность работы потенциометра громкости, что позволяет им добиться тёплого и низкого звука. Соответственно, увеличение громкости делает звук более насыщенным и ярким.
В том случае, если вам необходимы верхние частоты даже на минимальной громкости – вам поможет тонкомпенсация.
Практически вся гитарная электроника работает по принципу фильтра низких частот (ФНЧ).
Суть ФНЧ – обрезание частот на определённом уровне:
Способ первый: использовать только высококачественные гитарные кабели, которые обладают низкой ёмкостью, но высокой ценой.
Способ второй: применять короткие кабели, которые ввиду своей конструкции обладают низкой ёмкостью, однако сильно ограничивают музыканта в движениях.
Способ третий – самый действенный, простой и дешёвый способ: установите тонкомпенсацию!
Тонкомпенсация – устранение потери верхних частот при помощи применения в схеме конденсатора, который припаивается к контакторам потенциометра «In» и «Out». Данная процедура позволит вернуть верхние частоты при помощи ёмкостных характеристик конденсатора.
При выборе конденсатора необходимо руководствоваться одним правилом: чем выше ёмкость, тем больше верхних частот.
Конденсатор номиналом 100-500 pF – компенсаторы таких номиналов чаще всего встречаются на гитарах от Ibanez, PRS и на некоторых моделях Telecaster.
Оптимальный диапазон работы – от 40% до 100% громкости. Меньше 40% - звук приобретает довольно звенящий характер, что ухудшает микс. Тем не менее, подобный звон и яркость звучания могут стать определённой фишкой.
Устранить звон можно при помощи добавления в схему резисторов, как показано на рисунке выше (2 и 3 схема), однако в таком случае необходимо применять иные конденсаторы и резисторы определённых параметров.
Во второй схеме применяется конденсатор номиналом 560-100 pF и резистор номиналом 80-500К, параллельное соединение. Подобная схема используется такими производителями, как Seymour Duncan и DiMarzio.
Так же в данной схеме должно быть предусмотрено, чтобы сопротивление резистора находилось в диапазоне от 50 до 90% от сопротивления потенциометра, однако конденсатор в данной схеме влияет на зависимость сопротивления от угла поворота ручки потенциометра.
Конденсатор 1000 – 1200 pF, резистор 100-130К. Последовательное соединение, чаще всего применяется в гитарах со звукоснимателями типа Single.
В данной схеме отсутствуют звенящий характер звучания и зависимость сопротивления от угла поворота ручки потенциометра.
Однако, громкость в диапазоне от 0% до 30% будет расти гораздо медленней, чем в предыдущих двух схемах.