Культовые исполнители – от Нила Роджерса до Nirvana – использовали прямое подключение гитары. Но как получить от такого подключения максимум в плане звучания?
Привет, я слышал истории о записи гитары напрямую в линию. Каковы преимущества такого типа подключения, и могу ли я сделать это с моим компьютером?
Множество классических гитарных треков были записаны непосредственно в микшерный пульт, и это было обычной практикой на протяжении нескольких десятилетий. Что же означает такой тип подключения?
Сегодняшние автономные эмуляторы усилителей и плагины для моделирования кабинетов предназначены для воспроизведения традиционных тонов, похожих на звучание реального гитарного оборудования, но без неудобств и уровня шума, характерных для реальных устройств. DI (direct injection) означает подключение гитары к предусилителю и запись прямо на жесткий диск или ленту. Но речь идет не совсем о том, чтобы заставить гитару звучать так, как будто она проходит через усилитель.
Уровень выходного сигнала электрогитары с пассивной электроникой примерно эквивалентен уровню микрофона, поэтому ей необходим микрофонный предусилитель, способный обеспечить большое количество усиления, но без увеличения количества шумов. Однако входной импеданс, который подходит для микрофонов, не подходит для электрогитар.
Некоторые предусилители и аудиоинтерфейсы имеют высокоомный инструментальный вход, что облегчает жизнь музыканту. Если у вашего преампа его нет, вам понадобится DI-бокс, чтобы устранить проблему импеданса и сбалансировать выход. Если вы используете стомпбоксы, они должны быть установлены перед DI-боксом или высокоимпедансным входом предусилителя. Студийные эффекты, такие как компрессоры, эквалайзеры и устройства модуляции, следует подключать после предусилителя.
Вот коротко, что такое прямая запись и как ее осуществляют, давайте обсудим несколько известных примеров, чтобы проиллюстрировать, как и почему DI может быть лучшим вариантом.
Традиционные гитарные усилители и колонки – это довольно грубые устройства, которые подавляют динамический и сужают частотный диапазон, вносят искажения в гитарный сигнал. В отличие от них, правильно подключенный прямой гитарный сигнал будет звучать очень чисто, динамично, напористо и намного ярче. Если вы ждете именно такого качества гитарного сигнала, то вам точно стоит попробовать прямое подключение.
Лес Пол был одним из первопроходцев и популяризаторов низкоомных звукоснимателей. В начале 1950-х годов Лес, вероятно, обеспечивал самый чистый и ясный гитарный тон.
А два десятилетия спустя Найл Роджерс ворвался в популярную музыку с джазовой изысканностью, используя свой DI'd 1959 Stratocaster. Найл подключался к эквалайзеру Neve 31102 с усиленными высокими и верхними средними частотами, а также с некоторым понижением баса. Он также добавлял компрессию, но его трюк заключался в одновременном прохождении гитары через Fender Deluxe Reverb и объединении сигналов усилителя и DI.
При прослушивании записей Chic баланс кажется смещенным в сторону DI-сигнала. Такой подход к записи чистой ритм-гитары оказал огромное влияние на поп-музыку и фанк в 1970-х, 80-х и последующих годах. Вы можете проследить его через Принса, который обычно подключался к микшерному пульту SSL, и вплоть до Кори Вонга, который сейчас использует плагины Universal Audio классических аналоговых устройств для достижения своего пробивного тона.
Что касается соло-партий, послушайте Another Brick In the Wall Part 2. Дэвид Гилмор и продюсер Боб Эзрин добились необыкновенного звучания, подключив P-90 Les Paul Goldtop к пульту и добавив тонну компрессии. Впоследствии DI-звук был повторно усилен - еще одна причина задуматься о DI-записи - и смешан с прямым звуком. Они достигли уровня фузз-тона с едва заметными искажениями.
Есть еще один вопрос, который вызывает множество споров, поскольку за прошедшие годы мнения разделились. Возможно, Роджер МакГуинн так и не захочет раскрывать все волшебство. Вступление к версии The Byrds дилановской песни Mr Tambourine Man – это квинтэссенция "джингл-джангл" 12-струнного Rickenbacker, и широко распространено мнение, что Роджер подключил свой 360/12 прямо к микшерному пульту в голливудской студии Columbia Studios.
В студии использовалось два последовательно соединенных компрессора, а также эквалайзер Pultec. С годами появились компрессоры Fairchild и Teletronix LA2-A, оба они доступны в виде цифровых плагинов. Попробуйте, наверное и вы сможете добиться тона, схожего с настольными предусилителями Columbia, используя плагин предусилителя Universal Audio 610.
Возможно, также использовался усилитель 2×10 Epiphone Ensign. Чистота и расширенные высокие частоты в звучании гитары указывают на то, что если усилитель и был задействован, то он был смешан со звуком DI.
Кантри-музыка и чистый гитарный тон – безусловно, синонимы, поэтому иронично, что на сессии записи Марти Роббинса в 1960 году был случайно изобретен фузз. Случилось это из-за того, что Грейди Мартин играл на треке Don't Worry, а его шестиструнный бас Danelectro был подключен непосредственно к каналу пульта с неисправным трансформатором.
Получившийся в результате фуззовый тон был сохранен на записи, и когда песня стала хитом, другие исполнители начали просить дать им такой же эффект. Транзисторная схема, разработанная для воссоздания неисправного трансформатора, в итоге стала педалью фузза Maestro FZ-1. Если вам нравится фузз, вы можете обнаружить, что при прямом подключении через DI-бокс, его звучание становится еще более искаженным.
Ламповые усилители оказывают смягчающее и сглаживающее воздействие на тона фузза, что может уменьшить агрессивность и грубость звучания. Вы также можете добиться большей четкости и ясности, если будете использовать фуззбокс без усилителя, но вам, возможно, придется немного снизить высокие частоты, чтобы устранить резкость и песок в звуке.
Black Dog группы Led Zeppelin - еще одна классика грязного DI. Для этого трека инженер Энди Джонс направил гитару Джимми Пейджа напрямую в микшерный пульт и включил микрофонный усилитель, чтобы добиться искажений. Затем сигнал был направлен через два компрессора UREI 1176, соединенных последовательно. Компрессоры 1176 можно довести до очень хорошего овердрайва, и, когда они оба слились в сигнале, звукорежиссеру удалось добиться ровного, пробивного и очень чистого тона. Также была проведена тройная запись. Комбинация плагина предусилителя Helios с плагинами для 1176 была бы хорошей отправной точкой в поиске похожего звучания.
Инженер Beatles Джефф Эмерик использовал аналогичный подход для тонов электрогитары на альбоме Revolution, перегружая микрофонные предусилители. Hudson Electronics Broadcast – это германиевая педаль предусилителя, специально разработанная для имитации подобного типа искажений. Отличный выбор, если вы хотите получить похожий тон.
Мы привели несколько классических примеров, но на самом деле этот список бесконечен. Не будем забывать и о "Territorial Pissings" Nirvana, "Easy" The Commodores, различные треки Хендрикса и многочисленные современные метал-треки, которые смешивают DI-дорожки с хайгейновыми традиционными усилителями с подзвучкой, чтобы добиться повышенной четкости, усилить низкие частоты и добавить агрессивности своему тону.
Сравнивать напрямую записанные гитарные тона со снятым микрофоном звучанием усилителя - все равно, что спорить о том, превосходит ли Strat акустическую гитару по чистоте звучания, или о том, что предпочтительнее: фортепиано или орган. Это совершенно разные подходы, поэтому спор бессмыслен, а недостатки становятся очевидными только тогда, когда вы пытаетесь заставить одно звучать как другое. Помните об этом и попробуйте оба варианта!