Мы не ошибемся, если скажем, что каждый музыкант видел хоть раз в жизни усилители Marshall: стильное черно-золотое оформление, узнаваемое глубокое звучание, эндорсмент сотен известнейших музыкантов.
Но мало кто задумывается, какая история скрывается за названием, пожалуй, самого известного и знакового для гитарной индустрии бренда. Сегодня мы расскажем о том, как начинался путь компании Marshall, о ключевых моментах в ее истории и тяжелых испытаниях, которые в значительной степени повлияли на развитие данного товарного знака.
Сегодня Marshall по праву считается эталоном среди конструкторов и производителей сценического звукоусиливающего и звукообрабатывающего оборудования. К слову, понятие «стек», то есть связка кабинет + усилитель появились именно благодаря инженерам из Marshall.
Вспомните свои первые годы изучения гитарного мастерства – особенно, если они пришлись на вторую половину 90-х – 00-е годы. Многие из нас в те времена обладали недорогими комбо-усилителями от Ibanez, Randall или Soundking, некоторые выбирали более дорогие Vox, отдельные музыканты умудрялись скопить денег на ламповый Fender или Crate. Но большинство мечтало об одном – иметь настоящий Marshall, бархатистое и раскатистое звучание которого может узнать даже начинающий музыкант.
Перенесемся почти на столетие назад. В конце июля 1923 года семье профессионального боксера Джеймса Маршалла произошло радостное событие: у него с женой родился долгожданный сын, которого назвали Джим. Но эйфория от отцовства была недолгой: уже в раннем детстве малышу поставили страшный для тех лет диагноз – туберкулез костей.
Скелет мальчика был необычайно хрупким, ему были заперещены любые нагрузки, так как они могли привести к перелому и всегда сопровождались ощутимыми болями. В 20-х годах прошлого века данное заболевание не лечилось: больному надлежало лишь постоянно находится в состоянии покоя, периодически испытывая серьезную боль. Дополнением к лечению была настоящая гипсовая тюрьма: вплоть до 12 лет Джим практически 24 часа в сутки находился в гипсе на все тело. В 1935 году врачи разрешили мальчику покинуть «панцирь», и семья перебралась в город Саутхолл.
Данное время было непростым для всего мира – Европа и Америка погрязли в Великой депрессии, и семья Джима очень сильно прочувствовала общемировой экономический упадок на себе. Отец Джима упорно старался найти для семьи стабильный источник доходов – одной из попыток стало открытие закусочной, в которой вскоре стал работать и сам Джим.
Из-за болезни мальчик не смог получить должного образования – он не ходил в школу, из-за этого поиски достойной работы усложнились во много раз. Однако ближе к концу 30-х годов будущий изобретатель Джим устраивается на кондитерскую фабрику, предварительно попробовав свои силы в строительстве, сортировке металлолома, пекарне и в простом бакалейном магазине. И с каждой месячной зарплаты он откладывал деньги – хотя пока и не совсем понимал, на что именно.
Стоит отметить, что уже тогда Джим имел хобби – с 1937 года он занимался пением и даже снискал определенную популярность в оркестре Чарли Холмса, вместе с которым выступал, порой, 4-5 раз в неделю.
В конце 30-х - начале 40-х годов в Европе начинает полыхать пожар: началась Вторая мировая война, которая вынудила юношу сменить место работы. С 18 лет Джим стал работать сборщиком на фабрике Ceramic Engineering – и даже здесь он не забывал про свое хобби. После начала полномасштабного участия Британии во Второй мировой Джим становится инженером на заводе по изготовлению крыльев для авиации «Heston Aircraft» - здесь он «оседает» надолго, поднявшись по карьерной лестнице до должности ведущего специалиста. Но даже 10-часовой рабочий день не останавливал Джима – он продолжал заниматься музыкой.
Барабанщика группы, в которой пел юноша, призвали в армию – и все музыканты сообща приняли решение, что именно Джим займет его место – при этом от должности вокалиста его никто освобождать не собирался. Поющий ударник тогда воспринимался в диковинку – и группа становилось все более популярной день ото дня. Понимая, что теоретических и практических навыков игры на барабанах ему не хватает, Джим Маршалл уезжает в Найтсбридж и записывается на обучение к известнейшему в те времена английскому барабанщику Максу Абрамсу.
Война была окончена, весь мир погрузился в праздничную эйфорию – радовался и Джим. Не только концу войны: в эти годы его слава распространилась далеко за пределы Англии и он иногда был вынужден давать по 2-3 концерта в день в разных уголках Британии.
В те времена барабанщиков во время живых выступлений никак не подзвучивали: звучал инструмент и так достаточно громко. Но Джим при этом исполнял еще и вокальную партию: и для хорошей ориентации в аккомпанементе во время сложных барабанных партий ему потребовались мониторные колонки. Во второй половине 40-х Джим создает первые колонки-мониторы, которые располагает рядом с ударной установкой.
Окончив обучение у Макса Абрамса, молодой музыкант начинает собственную преподавательскую карьеру. Каждую неделю его небольшую съемную комнату размером 2 на 3 метра посещает несколько десятков учеников. Учитывая концерты и работу, Маршалл работает по 15-16 часов в день – и это дает свои плоды в виде неплохого заработка для молодого человека в послевоенной Британии. По воспоминаниям приближенных к Джиму людей его месячный доход достигал, порой, 5-6 тысяч фунтов – в те времена это были баснословные деньги (примерно в 10 раз выше средней по стране зарплаты).
Адекватно оценивая финансовую составляющую своего ремесла, Маршалл постепенно отказывается от концертной деятельности, сосредоточившись на прибыльном преподавании. К концу 50-х годов Джим собрал крупную сумму денег и пошел на решительный шаг – запуск собственного бизнеса.
Джим обдумывал этот шаг уже почти 10 лет. Его мечтой и целью стал собственный бутик барабанного оборудования Premier – именно к этому бренду музыкант испытывал особенную любовь и пользовался им уже более десятилетия. Молодой предприниматель принимает решение связаться с руководством компании и направляет им письмо с просьбой предоставить ему бесплатную ударную установку для занятий с учениками – в свою очередь Джим гарантировал, что это станет отличной рекламой продукции Premier. Переговоры длились почти неделю – компания согласилась лишь на скидку в 10%, которая распространялась на все товары под данным брендом… кроме ударных установок.
Понимая, что даже в случае удачных переговоров он отдает всех клиентов компании Premier, Маршалл все же принимает ответственное решение об открытие своего собственного магазина.
Клиентская база была наработана годами работы в музыкальной сфере и сфере преподавания – пришло время активных действий! Официальная дата открытия магазина – 7 июля 1960, именно в этот день местная газета сообщила музыкантам радостную новость об открытии магазина музыкальных товаров «Джим Маршалл и сын». На церемонии открытия в районе Хэнвелл (Лондон) помимо репортеров присутствовал и преподаватель Джима Макс Абрамс.
В первые месяцы работы магазин взял великолепный темп: «с молотка» уходила по 20-30 ударных установок ежемесячно, в те времена таким результатом могли похвастаться только крупные сетевые музыкальные магазины. Параллельно с торговлей Джим совершенствовался в области конструирования, не забывая о своей страсти к созданию акустических систем. И стоит отметить, что эти системы пользовались большой популярностью у посетителей магазина. Вскоре владелец магазина Jim Marshall & son понимает, что его дело стоит расширять и активно рекламировать. А лучший способ охватить больше клиентов – это расширить ассортимент.
Уже через несколько месяцев после открытия в магазине появляются комбоусилители для гитары от компаний Vox и Selmer, а в 1961 – популярнейшие гитары Fender Stratocaster и Telecaster, Gibson Les Paul и другие. Аудитория постоянных клиентов растет в геометрической прогрессии, вокруг магазина формируется целое сообщество людей, увлеченных музыкой и следящих за музыкальной индустрией. В те времена одной из лидирующих компаний в области производства гитарных усилителей была компания Fender. Но многие музыканты отдавали предпочтение творения Джима Маршалла – и просили его сделать кастомовый усилитель. Позже Маршалл будет вспоминать:
«В то время целое поколение накрыло волной рок-н-ролла. Но гитаристам явно не хватало мощности и напора. Я помню тот день, когда ко мне подошел молодой Пит Таунсенд из The Who и сказал: «Джим, у нашей группы есть два усилителя от Fender, но черт возьми, я все равно слышу разговоры зрителей в первом ряду во время концерта! Сделай мне что-нибудь помощнее и погромче!» Это стало для меня прекрасным стимулом к действию.»
Обсудив ситуацию и перспективы создания собственных усилителей со штатным ремонтником, Джим решает нанять к себе в команду одного молодого инженера из существовавшей тогда компании EMI. Создав команду, состоящую в общей сложности из 5 человек, Маршалл начинает работу над настоящим рок-н-ролльным усилителем.
За основу был взят популярный в те времена Fender Bassman. Его звучание давало достаточно неплохой фундамент для рок-н-ролла, однако было необходимо внести некоторые изменения в его характер. Главной «фишкой» модели от Marshall стал более перегруженный и грязный звук, который при этом не звучал, как «каша».
В целом в схеме усилителя не было ничего революционного: в предусилителе было решено установить популярные лампы 12AX7, которые удалось дешево закупить с военных складов. Было принято решение поработать над оптимизацией схемы: в ходе работы Джим и инженеры изменили расположение элементов и подобрали максимально совместимые из них. Первый прототип разрабатывался около 3-х месяцев, всего за это время он переделывался не менее пяти раз.
В качестве тестовой группы приглашались друзья-гитаристы, которые были постоянными клиентами магазина «Маршалл и сын». Наконец, когда прототип был переделан шестой раз, Пит Таунсенд сказал однозначно: «Это именно то, о чем я говорил! Именно такое звучание и станет фирменным звуком Marshall!»
Первая модель получила название Marshall JTM45 (JTM – Jim & Terry Marshall), в серийную продажу она поступила осенью 1962 году. Первая партия была почти сразу же полностью распродана, более того: дополнительно поступило более 20 заказов на изготовление JTM45.
Кстати, фактически мощность усилителя составляла всего 35 Ватт, а не 45 заявленных – но все технические неточность меркли под натиском того звука, который выдавала новая модель.
Темп производства был не очень высоким: за неделю удавалось собрать 1-2 модели, при этом усилитель не комплектовался динамиками. Но все знали, что Джима уже не остановить – он проводил вечера после работы в своей мастерской, экспериментируя с гитарными колонками и пытаясь найти идеальное дополнение для первого усилителя Marshall.
Уже в 1963 году Джим принимает решение переехать в освободившееся помещение недалеко от его мастерской – оно имело значительно большую площадь. И даже этого переезда оказалось в итоге мало: уже в 1964 спрос на продукцию Marshall стал настолько высоким, что Джим открывает первое полноценное производство со штатом в 16 человек и площадью в 450м2. Теперь объем выпуска составлял около 80 усилителей в месяц.
Тем временем работа по созданию кабинета к «голове» JTM45 подходила к концу. В этот же период были проведены доработки усилителя – он стал выдавать полноценные 50 Ватт и справиться с такой мощностью могли далеко не все популярные в те времена модели гитарных кабинетов. В 1964 году Джим представляет заждавшимся музыкантом революционный продукт: мощнейший кабинет с четырьмя 12-дюймовыми динамиками Celestion G12. Фирменная скошенная передняя стенка на кабинете была изобретена вместе с первым прототипом: изначально это был лишь дизайнерский ход, который в ходе тестов показал положительное влияние и на акустические характеристиках кабинета.
В конце 1964 года к Джиму обратился его приятель и постоянный покупатель Эрик Клэптон. У музыканта был очень насыщенный гастрольный график, и он нуждался в небольшом компактном усилителе с колонками на базе великолепного JTM45. Главное условие – возможность поместить его в багажник легкового автомобиля. В течение нескольких месяц команда Marshall разрабатывает легендарную модель комбоусилителя Bluesbreaker – именно он позже станет одной из визитных карточек компании.
В 1966-м году у Эрика Клэптона выходит альбом «John Mayall Blues Breakers with Eric Clapton». Сочетание классического Gibson Les Paul и комбоусилителя Marshall звучало поистине превосходно и ломало привычные стереотипы о том, как должен звучать блюз.
Параллельно с разработкой Marshall Bluesbreaker Джим работает и над увеличением мощности стеков (так называется связка «усилитель + кабинет»). В конце 60-х – начале 70-х погоня за громкостью звучания рок-н-ролльной группы было очень распространенным явлением: не все музыканты комфортно себя чувствовали из-за громкого звучания ударной установки. Уже знакомый нам Пит Таунсенд обратился к Джиму с просьбой создать для него конструкцию, которая смогла бы выдавать не менее 100 Ватт звука. Результатом стало создание кабинета с 8-ю динамиками по 12 дюймов – поистине огромная конструкция, от которой Пит пришел в восторг.
Однако у конструкции были проблемы с мобильностью – она была тяжелой и неудобной для транспортировки, создавала трудности при монтаже. Тогда-то и был заложен всеобщий стандарт кабинета, состоящего из 4-х динамиков: а для увеличения мощности на него устанавливался еще один аналогичный кабинет.
Такие стеки пришлись гитаристам по вкусу не только из-за своей мощности: их внешний вид изменил подход к проведению фотосессий музыкантов. Тогда же появился и стереотип, что «крутость» музыканта измеряется ничем иным, как количеством стеков Marshall на сцене. Победил всех сам основатель компании Джим – в день празднования 3-летнего юбилея компании он вышел на сцену, где расположилось около 180 кабинетов!
Компания Masrhall стала не только производителем высококачественного звукоусиливающего оборудования, но и символом эпохи, для многих музыкантов оборудование от Marshall превратилось в визитную карточку их стиля. В 1966 году следует еще одно расширение компании: о ней уже знают во всем мире. К 1967 году объем продаж в США увеличивается в три раза по сравнению с 1964 годом.
Но в 1966 году Джим допускает роковую ошибку, о которой будет сожалеть всю жизнь – сотрудничество с Rose-Morris.
Rose-Morris – популярный в 60-е годы дистрибьютор музыкальных товаров. Согласно первому договору компания Marshall поставляла в дистрибьюторскую сеть свои усилители по сниженной цене – в свою очередь Rose-Morris обеспечивала активную рекламу и продвижение, которым сопутствовало значительное увеличение объема сбыта. По истечении 2-х лет первичного контракта директора компаний подписывают стратегический договор – сроком на 15 лет.
«Rose-Morris начали поднимать цену на 50 и более процентов, позиционируя наши усилители как оборудование премиум-класса. В результате этого покупку продукции Marshall себе могли позволить очень немногие, в основном это были популярные исполнители и звезды гитарной музыки. Но ведь изначально мы делали наши кабинеты и усилители максимально доступными для всех музыкантов!» - вспоминает Джим. Доходы компании начинают снижаться, Джиму приходится искать абсолютно новое решение и разрабатывать новый для рынка продукт. И им становится серия усилителей Park.
Park стала недорогой линейкой транзисторного оборудования от Marshall, которая прекрасно подходила для начинающих гитаристов, репетиционных баз. Предчувствуя волну успеха, Джим снижает цены почти на всю продукцию на 25%, тем самым увеличивая спрос и добиваясь увеличения оборота почти на 350% за последующие пару лет.
С первого дня существования инженеры компании вместе с ее основателем не прекращают процесс совершенствования и разработки новых продуктов. Очередной знаковой для компании в целом моделью стал усилитель JCM800, который моментально стал музыкальным эталоном и стандартом для студий звукозаписи и хороших репетиционных баз. Новинку использовали десятки известнейших групп и музыкантов, среди которых Iron Maiden, Ozzy Osbourne, Metallica, Bon Jovi, Yngwie Malmsteen и многие другие.
В 1984 году за вклад в экспорт страны компания Marshall получает специальную Королевскую награду.
В юбилейный 1992 год (30 лет со дня основания компании) Джим презентовал гитарному сообществу новую модель усилителя – Marshall LM6100 с тремя каналами: Clean, Crunch и Lead. Это была, пожалуй, самая сложная с технического точки зрения модель усилителя: в ней был предусмотрена возможность MIDI-контроля, имелся аттенюатор, пентод/триодное включение, компенсация низкой громкости и другие фишки. Данный усилитель особо приглянулся Joe Satriani, который использовал его более 10 лет. В 90-х Marshall также значительно расширяет линейку басовых усилителей.
В 21 веке компания Marshall сосредоточилась в основном на доработке и перевыпуске винтажных моеделей. И Джима можно понять – звучание классических линеек вроде JTM и JCM стало поистине легендарным и не требовало каких-либо кардинальных изменений. В 2012 году компания выпускает модель усилителя JCM2000, которая, по сути, продолжала идеи JCM800 и 900, но в ней диодный мост был заменен на дополнительный ламповый каскад.
В этом же году компания понесла невосполнимую утрату – на 88-м году жизни скончался ее основатель, «отец громкого звука» Джим Маршалл. Но несмотря на потерю идейного вдохновителя, руководство Marshall и по сей день создает все условия для процветания компании и разработки новых моделей усилителей и кабинетов. Сегодня Marshall – это не просто название компании, это целая эпоха, показатель высочайшего качества и стиля исполнения, символ настоящего рок-н-ролльного и громкого звучания.