Рано или поздно приходит тот момент, когда у музыканта появляется желание и необходимость подзвучить свою акустическую гитару для записи, живого выступления или просто чтобы сделать ее звук более громким и ярким.
Осуществить задуманное музыкант может при помощи звукоснимателей или микрофонов для акустических гитар. Микрофон является самой простым способом для подзвучивания гитары, но далеко не самым качественным. Звукосниматель позволяет добиться отличного звучания, но его установка сопровождается некоторыми трудностями.
Звукосниматель предназначен для преобразования механических колебаний в электромагнитные. Звукосниматели для акустических гитар бывают магнитоэлектрические и пьезоэлектрические.
Установка звукоснимателя необходимо в следующих случаях: живые выступления и репетиции в группе, запись на студии.
Разберемся для начала с типами звукоснимателей.
Устройство и принципиальная схема работы аналогична электрогитарным звукоснимателям, но такие датчики имеют несколько иные характеристики и другой тип крепления – на корпусе (в резонаторном отверстии). Крайне простая установка.
Важно: данный тип звукоснимателей работает только со струнами, сделанными из металла! Не подойдут для гитар с нейлоновыми струнами!
Как и электрогитарные, звукосниматели для акустических гитар делятся по тому же принципу – синглы (single) и хамбакеры (humbucker).
Синглы обладают ярким и перкуссионным звучанием, но чувствительны к помехам и менее мощные, из-за чего возникают проблемы при использовании различных эффектов: в звуке появляются шумы и фон.
Хамбакеры выигрывают по всем показателям – отсутствует фон, звук мощнее, а гитарные эффекты звучат на порядок лучше. С другой стороны, хамбакеры значительно дороже и делают звучание более напористым.
Несмотря на то, что магнитоэлектрические звукосниматели очень качественно передают звучание гитары на усилитель, при их использовании «убивается» характер акустической гитары – звучание гитары перестаёт быть на 100% акустическим, оно становится более сглаженным и «плоским».
Пьезоэлектрические звукосниматели снимают колебания струн с корпуса акустической гитары. Они делятся на два типа:
Врезные звукосниматели – стоят дороже, установка может сопровождаться необходимостью проделать техническое отверстие в корпусе (при установке темброблока), а сам звукосниматель устанавливается под нижний порожек. Несмотря на сложности в установке и дороговизну, сохраняется акустическое звучание инструмента, его характер.
Совет: установку данного типа звукоснимателей мы настоятельно рекомендуем доверить гитарному мастеру.
Накладной звукосниматель – бюджетный вариант для подзвучивания, для установки на деку потребуется 10 секунд времени. Представляют собой пластину или небольшой элемент круглой формы, который крепится на деку гитары при помощи липкой поверхности.
Может устанавливаться как внутрь гитары, так и на внешнюю часть деки. Накладные звукосниматели достойно передают характер и звучание гитары, они могут подзвучить гитару с нейлоновыми струнами. Однако их цена довольно высока, а сама установка требует определённой сноровки, чтобы найти наилучшее положение для звукосъёма.
Ни в коем случае не пытайтесь установить электрогитарный звукосниматель на акустическую гитару и тем более установить магнитный звукосниматель на гитару с нейлоновыми струнами.
Магнитные звукосниматели, как правило, крепятся при помощи специальных распорок в резонаторное отверстие.
Накладной звукосниматель устанавливается в произвольное место и крепится при помощи специальной липучки (иногда при помощи изоляционной ленты). Гитарные мастера рекомендуют устанавливать накладной звукосниматель на внешнюю сторону деки.
Магнитным звукоснимателям необходима довольно тонкая настройка, которая заключается в регулировке высоты магнитных сердечников индивидуально для каждой струны.
Аналог всему вышеперечисленному – специальные микрофоны для акустических гитар.
К микрофонам предъявляются довольно простые требования: отсутствие обратной связи и способность максимально качественно передать звучание. Микрофоны так же делятся по типу расположения: внешние и внутренние.
Внешние микрофоны обладают максимально чистой передачей, однако могут «заводиться». Внутренние микрофоны устанавливаются в резонаторное отверстие и обладают меньшей обратной связью. Внутренние микрофоны чаще всего используют в качестве дополнительного подзвучивания.
Микрофоны обладают очень высокой ценой, а качество их работы напрямую зависит от используемого оборудования и правильной настройки.
Если вы желаете получить хороший звук, но сохранить акустическое звучание – присмотритесь к пьезоэлектрическим звукоснимателям, в том числе и к накладным, которые не требуют врезного оборудования.
При достаточном опыте и при наличии качественного оборудования рекомендуется совмещать пьезоэлектрический звукосниматель и микрофон, но в таком случае финальное звучание очень сильно зависит от звукорежиссера.