Мы начинаем серию материалов, посвященных тому, как научиться играть на гитаре. Чем она будет отличаться от десятков похожих материалов в интернете? Тем, что мы уберем всю избыточную информацию и постараемся в 4 этапа продемонстрировать вам путь музыканта от дворовой игры на гитаре простым боем до осмысленного понимания строения инструмента и сочинения собственных музыкальных партий с начальными знаниями в музыкальной теории. Но обо все по порядку: запаситесь терпением и будьте готовы усердно трудиться. Поверьте, это того стоит!
Следующие материалы из серии:
Этап №2. Развитие координации, улучшение эффективности работы правой и левой руки >>>
Этап №3. Техники и приемы игры на гитаре >>>
Этап №4. Элементарные понятия музыкальной теории. Сочинение собственной музыки >>>
Гитара относится к классу струнных и к группе щипковых музыкальных инструментов. Похожие по своему строению инструменты появились более 4 тыс. лет назад и были очень популярны в музыкальной культуре древних цивилизаций. Очень похожий инструмент под названием киннора был распространен на территории современного Ближнего Востока. В Индии и Египте также очень хорошо прижилась культура игры на щипковых: в данных регионах в 1-2 тысячелетии до н.э. изготавливались такие инструменты, как цитра, нефер, вина и хороший знакомый нам ситар.
Расцветом гитарной музыки считается XVIII век, когда в Испании стали производить очень похожие на современные классические гитары инструменты с шестью одиночными струнами – ранее, в Средние века, была распространена конструкция со сдвоенными струнами.
Первая электрогитара была изобретена в 1931 году и запатентована в 1936: она называлась «Сковородка» из-за внешней схожести с данной кухонной утварью и имела корпус из алюминия.
На самом деле разновидностей гитар сегодня очень много, но мы остановимся на смешанной классификации, в которую включены основные популярные виды инструментов, представленные в современной музыкальной индустрии:
Теперь поговорим, из чего состоит гитара. Для начала рассмотрим фото ниже – это схематическое изображение классической гитары. Выше мы уже говорили, что такие инструменты относятся к акустическим, поэтому схема актуальна и в случае с любой другой акустической гитарой.
Три основных элемента гитары – это корпус (дека, «банка», «кузов»), гриф и голова грифа.
Колковая механика предназначена для регулировки натяжения струны – от ее качества зависит то, насколько гитара будет хорошо строить и удерживать строй. Верхний порожек вместе с нижним порожком («подставкой») создает верхнюю и нижнюю точку перегиба струны – расстояние между ними называется мензурой.
Мензура определяет рабочее расстояние струны, в которое входят лады: это определенные отрезки на грифе гитары, которые разделяют полутона и позволяют зажимать точные ноты. 12-й лад соответствует середине струны и нота на нем при правильно настроенной мензуре ровно на октаву выше ноты открытой струны.
Между ладами на гитарах устанавливаются ладовые пластины.
На корпусе акустической гитары имеется резонаторное отверстие, которое улавливает звуковые волны и усиливает внутри корпуса. Сам корпус имеет верхнюю деку (та, на которой имеется резонаторное отверстие), нижнюю деку (нижняя часть корпуса без отверстия) и обечайку, которая перпендикулярна верхней и нижней деке и соединяет их.
Строение электрогитары в целом достаточно похоже – отличия касаются лишь наличия электронных компонентов и использования более функциональных струнодержателей на деке. Из чего состоит электрогитара вы можете увидеть на фото ниже.
Итак, теперь вы представляете, из чего состоит ваш инструмент и не запутаетесь в терминологии. Что ж, пора попробовать свою гитару в действии! Для этого разберемся с правильной постановкой рук и тела.
На самом деле в данном вопросе все не так категорично и однозначно, как это преподают в современных музыкальных школах. Ниже мы опишем те рекомендации, которые считаются стандартными – но не спешите бездумно следовать каждой из них и дочитайте до полезных советов в конце данного раздела.
Итак, для начала возьмите свою гитару и сядьте с ней на удобную поверхность: это может быть стул или кресло, диван, кровать – что угодно, главное, чтобы вы сидели расслабленно. Касается это в первую очередь спины и плеч – спину следует держать ровно, плечи должны быть расслаблены. Классическим положением тела при игре на гитаре считается вариант как на фото ниже.
Используя небольшую подставку (15-20 см) под левую ногу вы добиваетесь максимально удобного положения тела, допускается небольшой поворот правого плеча в сторону гитары.
При этом многие гитаристы выбирают вариант с расположение гитары на правой ноге. Правильно ли это? Любой преподаватель скажет вам, что эта поза неправильна даже для тех, кто играет на электрогитаре. Мы не рекомендуем быть столь категоричными и попробовать разные варианты, но стоит помнить одно: анатомически более естественным является классический вариант. При расположении гитары на правой ноге у вас будет более напряжена спина, плечи и левое предплечье.
Что касается игры стоя, то тут все достаточно просто – играйте стоя только если планируете выступать в таком положении. Предварительно настройте высоту гитары и длину ремня в такое положение, чтобы не перенапрягать правую и левую руку.
Наконец, о правой и левой руках. Оговоримся еще раз, что информация ниже – классические рекомендации.
Есть и более простой вариант: просто представьте, что держите яблоко. Именно такое положение кисти левой руки считается оптимальным для игры на любой гитаре и в любом стиле. На картинке ниже мы также демонстрируем вам идеальную точку касания подушечки пальца и струны.
С правой рукой все примерно так же: для начала полностью ее расслабьте и положите на корпус гитары в районе локтевого сустава в удобную точку. Теперь, не напрягая мышцы, добейтесь скругленного положения кисти как на рисунке ниже.
Обратите внимание на пунктирные линии – они описывают траектории щипков большого и остальных пальцев правой руки. Постарайтесь соблюдать эту схему, не забывая о том, что руки должны быть максимально расслабленными.
С медиатором все проще: возьмите его и зажмите между большим и указательным пальцем. Примерно это должно выглядеть как на рисунке ниже – слева показан расслабленный хват, а справа – готовый к игре. Найдите максимально удобное положение с учетом того, что пальцы должны покрывать не менее половины поверхности медиатора.
Теперь о положении руки относительно струн: здесь мы уже не стараемся отодвинуть нижнее ребро ладони от струн, а наоборот держим его постоянно рядом со струнами, так как может возникнуть необходимость глушить струны ребром ладони. Вы должны понять главный принцип: движения медиатором должны быть плавными, по большей части перпендикулярными струне с небольшим закруглением амплитуды в верхней и нижней точке. То есть вы должны аккуратно и мягко цеплять струны, но не «загребать» их.
И, конечно же, не забываем о том, что обе руки должны быть максимально расслабленными: на левой руке мы стараемся двигать только пальцами, а не всей кистью, а на правой – только кистью, а не всей рукой.
Теперь поговорим немного и о настройке гитары. Мы рекомендуем сразу же изучить свой инструмент: его строение, возможности изменения параметров, его основные особенности. Не стоит сразу же бросаться в эксперименты: это может повредить гитару. Изучите ту информацию, которую мы представим в данном разделе и настраивайте свою гитару аккуратно.
Внутри грифа и акустических, и электрогитар располагается металлический стержень – анкер. Он обеспечивает жесткость конструкции, не давая силе натяжения струн деформировать гриф. Перед тем как перейти к самой настройке проверим, какой у грифа прогиб.
Обратите внимание, что все эти действия нужно проводить на настроенной в желаемый строй гитаре (об этом читайте ниже) а не сразу после установки струн.
Непосредственно процесс регулировки анкера и прогиба грифа достаточно прост: вам нужно взять шестигранный ключ и отвертку. В случае с электрогитарой с помощью отвертки снимаем крышечку, закрывающую анкер на голове грифа.
Далее берем шестигранный ключ и приступаем к настройке. Для увеличения прогиба грифа гайку нужно крутить против часовой стрелки – это сделает зазор между грифом и струнами в середине грифа больше. Если зазор слишком большой, и вы хотите сделать прогиб меньше, то гайку необходимо крутить по часовой стрелке.
Для акустических гитар последовательность действий очень похожа: за тем лишь исключением, что во многих гитарах гайка для регулировки расположена в районе крепления грифа в корпус гитары.
ВНИМАНИЕ! Это очень важно: за один подход не крутите гайку более чем на 20-30% от полного оборота. После каждого подхода дайте инструменту привыкнуть к новому положению анкера не менее 30-60 минут.
Также обратите внимание, что проверку прогиба грифа стоит делать после каждой замены струн, а также отслеживать изменение прогиба не реже 1 раза в несколько месяцев.
Высота струн влияет на то, насколько удобно вам будет играть на инструменте и в то же время на то, сколько в звучании каждой ноты будет звона. Цель – добиться «золотой середины», то есть найти такое положение струн, при котором комфортная игра будет сочетаться с чистым звучанием.
Что касается настройки высоты струн на электрогитарах, то мы рекомендуем прочитать наш материал «Настройка гитары: полная инструкция». Мы же обратим более пристальное внимание на акустические инструменты.
Четких стандартов по высоте струн над грифом нету – каждый музыкант выбирает для себя оптимальное значение самостоятельно. Однако большинство музыкантов сходятся во мнении, что в среднем высота первой струны не должна превышать 2 мм, высота шестой – 4-5 мм.
Самая частая проблема – это слишком большая высота струн, так как производители нижних и верхних порожков всегда делают их высоту с запасом. Что ж, верхний порожек (у головы грифа) пока не трогаем и посмотрим на нижний. В большинстве акустических гитар он будет иметь вид как на фото ниже.
Приступаем к регулировке:
В данном процесс главное делать все постепенно. Чтобы не переборщить, стачивайте 1 мм, устанавливайте порожек обратно, проверяйте высоту струн и принимайте дальнейшее решение. Первые разы вы скорее всего переточите порожки – поэтому имейте всегда в запасе несколько штук – благо стоят они не более 1.5-2$.
Но бывают ситуации, когда музыканта не устраивает высота и в районе 1-3 лада – это говорит о необходимости подточить и верхний порожек. В нем имеются специальные пазы-прорези для струн. Для уменьшения высоты струны необходимо сделать эти прорези глубже – однако учтите, что данный процесс потребует определенного мастерства и наличия некоторых специализированных инструментов – надфилей для пропилки порожка.
Мы рекомендуем доверять подпиливание верхнего порожка гитарному мастеру – это не очень дорогая процедура, которая, однако, при неумелом подходе может обернуться серьезной поломкой гитары.
Мы уже говорили, что мензура – это расстояние от верхнего до нижнего перегиба струны на порожке и бридже, т.е. ее рабочая длина. Величина ладов и мензуры соотносятся математически, поэтому малейшее отклонение в длине мензуры приведет к тому, что гитара не будет строить.
Что касается настройки мензуры на электрогитарах, то мы рекомендуем прочитать наш материал «Настройка гитары: полная инструкция».
С акустическими инструментами все намного сложнее – здесь большинство элементов имеют монолитную конструкцию и не дают возможности гибко регулировать длину мензуры. Для того, чтобы исправить такую несправедливость, были придуманы так называемые компенсационные нижние порожки.
Ну и немного суровой действительности – компенсационные расчеты достаточно сложны, особенно для новичков в игре на гитаре. Поэтому мы рекомендуем просто обратиться к гитарному мастеру – он объяснит вам особенности регулировки мензуры на акустических инструментах и поможет с расчетами и установкой фурнитуры.
Нет-нет, не подумайте, что мы уже настроили все, что возможно в вашем инструменте – просто «комплекта» прогиб грифа-высота струн-мензура вполне достаточно для новичка – а настройка гитары по высоте звучания завершает наш процесс настройки.
Вариантов настройки гитары очень много – как, собственно, и гитарных строев. Среди них и прагматичная покупка точного тюнера, и экстравагантные варианты вроде настройки по высоте длинного гудка в трубке телефона. Мы расскажем вам о самых практичных, быстрых, точных и незатратных способах настроить гитару. Оговоримся, что речь пойдет об акустических инструментах без дополнительных улучшений, звукоснимателей, темброблоков, подключения к компьютеру и т.д.
Рекомендуем в самом начале своего музыкального пути не экспериментировать со строем и выбрать стандартный:
1 струна – e (Ми первой октавы)
2 струна – b (си малой октавы)
3 струна – g (соль малой октавы)
4 струна – d(ре малой октавы)
5 струна – A (ля большой октавы
6 струна – E(ми большой октавы)
Кстати, раз уж мы заговорили о буквенных обозначениях нот, то вам небольшая шпаргалка:
A – ля
B – си-бемоль
C – до
D – ре
E – ми
F – фа
G – соль
H - си
1. Настройка на слух по онлайн-тюнерам
Самый простой, бесплатный вариант, который потребует от вас наличия определенной степени развитости слуха. По запросу «тюнер для гитары онлайн» в любом поисковике вы найдете десятки сервисов, которые проигрывают ноты – а вам нужно добиться унисона на соответствующей струне.
Еще один из вариантов – мобильные приложения для смартфонов со схожим функционалом.
Также вам могут помочь видео на YouTube, пример такого видео представлен ниже.
2. Покупка тюнера для гитары
Этот вариант потребует от вас финансовых затрат, однако поможет в любое время и в любом месте настроить гитару абсолютно точно. При этом не потребуется напрягать свой слух – тюнер сам покажет вам, необходимо ли подтянуть или ослабить гитарную струну.
Оптимальный вариант для новичка – тюнер-прищепка. Это устройство размером чуть более спичечного коробка, которое крепится на голову грифа и точно определяет высоту звучащей ноты, улавливая колебания струны. Благодаря наличию дисплея вы в реальном времени можете подтянуть или ослабить струну, добиваясь ее точной настройки.