От базовой техники игры до слэпа — вот что вам нужно, чтобы начать своё путешествие в мире бас-гитары.

Многие считают, что научиться играть на бас-гитаре проще, чем на электрогитаре: четыре струны и звукосниматель, и в этом есть доля правды. Уже через несколько минут после того, как вы впервые возьмёте бас в руки, вы сможете сыграть пару нот.
Но хотя бас-гитара может предложить «более лёгкий» путь в музыкальную группу благодаря аккомпанементу, основанному на одиночных нотах, помните, что остальные инструменты вращаются вокруг центрального вклада бас-гитариста, потому что бас относится к ритм-секции и должен играть точно в ритм. Так что, если бас кажется простым инструментом для игры, то овладеть им в совершенстве совсем не просто.
Первое, что вам нужно изучить - это расположение нот на грифе и начать распознавать важнейшие паттерны, которые формируются на нём.
Также важно освоить пару базовых техник, иначе позже вам придётся тратить много времени на исправление вредных привычек.
Мы собрали для вас основы игры на бас-гитаре, которые вы можете изучить прямо здесь

Обычно бас-гитара имеет четыре струны, настроенные (от низкой к высокой) как E, A, D, G - струны настроены на октаву ниже, чем четыре нижние струны электрогитары - так что, если вы сыграете ноту E на басу и гитаре одновременно - они будут звучать в унисон.
Четырёхструнные басы остаются самыми популярными, особенно среди новичков. Однако пятиструнные басы, где добавляется струна B (ниже 4-й струны Е), становятся всё более распространёнными, особенно в современных R&B-стилях. Некоторые виртуозы играют даже на шестиструнных басах.
Но мы рекомендуем начинать с четырёх струн. Хотя их на две меньше, чем у гитары, это не значит, что бас-гитара легче в освоении - здесь нужно учить совершенно другие стили и техники.

Один из первых вопросов для начинающего басиста - играть пальцами (обычно указательным и средним) или медиатором.
Жёстких правил здесь нет, хотя басисты, играющие хард-рок и метал, чаще выбирают медиатор, чтобы играть быстрые 16-е ноты, характерные для этих стилей. Звук с медиатором обычно чище в быстрых партиях, а благодаря лучшей артикуляции можно добиться и более глубокого и агрессивного звучания.
Игра пальцами даёт более мягкий и плавный звук. Основная сложность при игре пальцами заключается в том, что необходимо добиться одинакового звучания от двух пальцев. На это потребуется время и практика, но оно того стоит.
Попробуйте оба способа и посмотрите, какой удобнее. Возможно, стоит какое-то время практиковать оба стиля, пока один не станет вашим основным.

Техника игры пальцами должна выглядеть так, будто ваши пальцы «шагают» по струне. Следите, чтобы на каждой струне правая рука играла: первый палец, второй палец, первый, второй и так далее. Не поддавайтесь искушению использовать только один палец.
Если вы играете медиатором, попробуйте переменный штрих (вниз-вверх). Движение должно идти от запястья, а не от всей руки.
Ещё одна важнейшая техника на этом этапе - принцип «один палец на один лад». Попрактикуйтесь в следующем примере, чтобы почувствовать сочетание работы правой и левой руки.
Игра «один палец на один лад»

Теперь раскроем секрет, который некоторые музыканты узнают лишь спустя годы. Легендарный Билли Шиэн славится умением играть очень быстрые пассажи на басу, но утверждает, что, хотя это выглядит сложно, практика проста.
«Я помню, когда только появились Space Invaders и подобные игры, - рассказывал Шиэн в интервью Bass Player. - Я не мог даже близко повторить рекорды некоторых ребят. Я просто стрелял наугад, пока не увидел, как играют мастера. Оказалось, они действуют по паттернам и предугадывают движения целей!
Тогда я применил эту систему к басу, используя "паттерн-боксы" — аккордовые формы, которые я выучил и мог перемещать по грифу. Я использую всего около трёх паттернов для скоростных партий».
Такие паттерны позволяют уверенно играть последовательности нот под определённый аккорд, используя подвижные формы. Они могут быть сложными, но на начальном этапе это могут быть просто ноты мажорного арпеджио (играемые поочерёдно).
Давайте попробуем сыграть такой паттерн на примере аккордов, которые гитарист может предложить вам в группе.
Посмотрите на следующую последовательность:
Аккордовая прогрессия в G мажоре

Эта последовательность лежит в основе таких песен, как Wild Thing (The Troggs), Summer Loving (из мюзикла Grease) или припева Lucy in The Sky With Diamonds (The Beatles). По сути, эта диаграмма говорит: «играй четыре доли G, четыре доли C» и так далее. Дойдя до конца, начните сначала.
Сначала можно играть только корневые ноты, но со временем это станет скучно. Поэтому важно знать, какие ещё ноты входят в аккорд (в данном случае - мажорное арпеджио).
Теперь используем подвижную форму для аккордов G, C и D:
Мажорные арпеджио

Поставьте метроном на комфортную скорость (например, 60 BPM) и играйте арпеджио в порядке аккордовой прогрессии. Это поможет вам освоить систему подвижных форм. Запомните: хотя мы использовали только три аккорда, мажорные арпеджио работают для любого мажорного аккорда.
Как только освоите идею, экспериментируйте с разными аккордами и арпеджио.
Техника слэпа на басу детально описана во многих источниках.
Суть в том, чтобы добавлять перкуссионные звуки в басовые линии. «Слэп» - это комбинация «удара» (thumb) и «подцепа» (pop):
Большой палец ударяет по нижним струнам (E и A), прижимая их к грифу. Мизинец (или другой палец) «подцепляет» струну G, заставляя её щёлкнуть по грифу (без чёткой ноты, только перкуссионный звук).
Мёртвые ноты (dead notes)

Прижмите пальцы левой руки к струнам у 7-го лада, не зажимая их полностью. Ударьте большим пальцем правой руки по струне E, затем по A.
Октавы с мёртвыми нотами:

Чередуйте удары по E и подцепы по D, затем по A и G. После удара по E, когда запястье поворачивается, указательный палец должен «подцепить» D.
Хаммер-оны (hammer-ons):

Зажмите ноту на 5-м ладу, сделайте слэп, затем резко прижмите струну на 7-м ладу.
Комбинированный рифф:

Сочетайте хаммер-он (малая септима) и пулл-офф (октава) в простом риффе.
Для вдохновения послушайте Ларри Грэхема (Hair) — это один из лучших примеров фанкового слэпа.
Теперь, когда вы освоили основы звукоизвлечения, расположение нот, простые паттерны и, возможно, даже слэп, давайте углубимся в более продвинутые техники и упражнения, которые помогут вам развить скорость, точность и музыкальность.
Бас-гитара — это ритмический инструмент, и ваша главная задача — держать грув (groove), то есть обеспечивать плотное и ровное звучание вместе с ударными.
Упражнение на синхронизацию с метрономом:
Совет: Если вы отстаёте или спешите, замедлите темп и играйте максимально ровно.
Попробуйте сыграть один и тот же рифф в разных ритмических рисунках:
Чтобы играть быстро и чисто, нужно развивать силу пальцев и координацию.
Цель: Добиться чёткого звука без «грязи» и призвуков.
Некоторые басовые линии требуют растяжки пальцев. Попробуйте:
Когда вы освоите базовые паттерны, можно начинать экспериментировать.
Как придумать басовый рифф?
Хороший басист должен уметь:
Слышать аккорды гитары/клавиш и подбирать басовую линию.
Чувствовать ударные и держать ритм.
Адаптироваться, если музыканты меняют темп или гармонию.
Разбирайте песни - начните с простых (Nirvana, AC/DC, The Beatles).
Играйте с другими - даже простой джем с барабанщиком даст огромный опыт.
Экспериментируйте - пробуйте эффекты (дисторшн, хорус, овердрайв).