
Ibanez представляет собой увлекательнейший путь от гитарного пионера, попытавшегося изменить индустрию, до одного из самых уважаемых и известных гитарных брендов.
Большинство брендов, о которых мы рассказывали в этой серии кратких исторических статей, в той или иной мере относятся к США или Европе, но Ibanez с самого начала выделялся на их фоне. Ibanez – это, пожалуй, самая известная из японских гитарных компания, и, поскольку она возникла как подразделение сети книжных магазинов, занимавшееся импортом музыкальных инструментов, неудивительно, что компания всегда делала все немного иначе, чем ее конкуренты как в Японии, так и в других странах. Но сначала давайте вернемся к той скромной сети книжных магазинов.
История Ibanez началась в Нагое, четвертом по численности населения городе Японии. В Нагое располагалась скромная сеть книжных магазинов Hoshino Shoten, которая в связи с возросшим спросом на западные музыкальные инструменты создала подразделение Hoshino Gakki («gakki» в переводе с японского означает «музыкальный инструмент») для импорта в страну классических гитар высокого класса. Причина роста популярности гитары была проста: стремительная вестернизация Японии в конце 19-го и начале 20-го века
С конца 1920-х годов Hoshino Gakki начала импортировать инструменты, изготовленные легендарным испанским мастером-лютье по имени Сальвадор Ибаньес. Hoshino Gakki была не единственной компанией, которая импортировала инструменты Ибаньеса – это делали и другие, в частности Yamaha, но в 1930-х годах Hoshino Gakki сделала то, что навсегда связало эти два имени вместе.

В 1935 году руководители компании решили, что вместо того, чтобы просто импортировать инструменты из Испании, они начнут производить свои собственные гитары в Японии, и в честь мастера-лютье, который вдохновил их на создание этих инструментов (и, по циничному мнению, возможно, также из-за его хорошей репутации), они получили название "Ibanez Salvador", которое затем было сокращено до просто Ibanez.
Современная история гитар Ibanez начинается в 1957 году, когда японскую молодежь, как и молодежь других стран, начал искушать рок-н-ролл – и в результате бренд начал эксперименты с удивительными инструментами необычной формы, которые производились японскими производителями, включая Teisco, FujiGen Gakki, Guyatone и на собственной фабрике Tama.
Однако к середине 1960-х годов Ibanez, как и многие другие японские производители, взял за правило выпускать очень, очень точные копии знаменитых инструментов американского производства, которые послужили толчком к развитию японской гитарной индустрии. В частности, японские инженеры создавали множество копий Gibson, Fender и Gretsch.
В наши дни авторское право и вопросы интеллектуальной собственности таковы, что судебные иски сыпались бы на японские компании сотнями, но в ту эпоху все было гораздо проще. Gibson даже не пытались запатентовать многие из своих классических форм до 1990-х годов, и поэтому такие бренды, как Ibanez, активно выпускали инструменты для азиатского рынка из-за отсутствия конкуренции и без страха быть погряжшими в судебных тяжбах.
Однако, суды ждали компанию в будущем.
Стоит отметить, что к концу 60-х и началу 70-х годов прошлого века успех гитар из США стал угасать – эра Fender и Gibson совпали с повсеместным сокращением расходов, что привело к постепенному, но очень заметному снижению качества сборки, в то время как Martin, из-за бума народной музыки и нехватки мощностей производства на их фабрике, были настолько перегружены заказами, что очередь на новую гитару составляла несколько лет!
Именно в результате такой ситуации в США зародилась индустрия бутиковых гитар – местные мастера поняли, что они могут производить инструменты, которые по качеству не хуже, если не лучше, чем массовые гитары той эпохи, а музыканты были готовы платить немного больше, чтобы получить надежность и не ждать много месяцев.

Одним из таких мастеров был Гарри Розенблум, который руководил компанией Medley Music в Брин-Море, штат Пенсильвания, а в 60-х годах начал создавать собственные инструменты под маркой Elger Guitars. Но в 1965 году Розенблум полностью сменил направление и сделал то, что навсегда изменило американскую гитарную индустрию – он перестал делать гитары сам и стал эксклюзивным дистрибьютором гитар Ibanez в Америке, а затем в 1972 году Hosino Gakki и Elger начали сотрудничество по массовому импорту гитар Ibanez в США.
Бренды Ibanez, Greco, Tokai, Hondo, Electra и многие-многие другие производители высококачественные копий американских инструментов раньше не вызывали особого беспокойства со стороны крупных местных компаний. Но теперь эти инструменты начали наводнять американский рынок, и во многих случаях они предлагали превосходное качество сборки и звучания с кратно более низкой ценой, нежели Gibson или Fender 70-х годов.
Переломным моментом в гитарной индустрии стала электрогитара Ibanez Super Standard – очень близкая копия Les Paul. В 1977 году Norlin (США) решила, что с нее хватит – и подала иск против Elger/Hoshino в Пенсильвании, обвинив их в неправомерном использовании формы и логотипа головы грифа Gibson.
Hoshino урегулировала иск во внесудебном порядке в 1978 году, внесла изменения в свою конструкцию гитары и логотипы, после начала фокусироваться на производстве своих собственных уникальных моделей. Другие японские бренды, импортируемые в США, вскоре последовали этому примеру, и «эпоха судебных исков», как ее стали называть впоследствии, закончилась довольно мирно.
Однако Ibanez успела завоевать таких знаменитых поклонников, как Боб Вейр из Grateful Dead и Пол Стэнли из KISS, а сочетание уникальности форм и качества производства стало рецептом беспрецедентного успеха в последующие годы.
В середине 70-х годов Hoshino Gakki заключила соглашение с компанией Nissin о производстве некоторых новомодных педалей эффектов, которые начали захватывать гитарный мир. По условиям соглашения, Nissin разрабатывала и производила педали для Ibanez, но также выпускала их под собственным брендом Maxon.
В конце 70-х годов дизайнеру Maxon Сусуму Тамуре было поручено разработать педаль для конкуренции с новым Boss OD-1, и в результате Тамура навсегда изменил гитарный мир. Схема, которую разработал Тамура, была инновационной, в ней использовался операционный усилитель, что отличало ее от транзисторных педалей 60-х и начала 70-х годов.

Педаль появилась в 1979 году и была названа Tube Screamer, поскольку она была разработана для воспроизведения звука лампового усилителя, переведенного в режим овердрайва.
Мягко говоря, Tube Screamer стал хитом. Наиболее известным его пользователем был Стиви Рэй Вон, но было бы пустой тратой времени перечислять всех известных гитаристов, которые на протяжении многих лет полагались на замечательные качества данной педали в своем педалборде.
По иронии судьбы, учитывая юридические проблемы Ibanez в 70-х годах, можно без преувеличения сказать, что ни одна педаль не была скопирована больше раз, чем Tube Screamer, а сама компания выпустила несколько версий, включая OG TS-808, TS-9 начала 80-х и TS-10 1986 года. Все три версии имеют своих поклонников (Джон Майер – известный любитель «немодной» TS-10), но при этом 808 и 9 серии являются самыми популярными.
В 70-х годах Ibanez заработала репутацию производителя качественных и недорогих инструментов, но к началу 80-х инструменты, которые порицались за копирование, быстро выходили из моды, так как в эпоху шреда резко возрос спрос на высококачественные гитары, к которым предъявлялись серьёзные требования в рамках игры сложной и техничной музыки.
Ibanez с головой окунулась в шред-бум, взяв на вооружение концепцию «Superstrat», которую популяризировали калифорнийские бутиковые лютье, такие как Wayne Charvel, Grover Jackson и Gary Kramer. Ibanez начала создавать свои собственные модели с двумя вырезами (сверху и снизу над 15-22 ладами и выше).

Первыми «шред-гитарами» Ibanez были Roadstar и Saber, которые со временем превратились в серии RG и S, существующие до сих пор. Благодаря таким приспособлениям для шредеров, как тонкие грифы, мощные хамбакеры, глубокие вырезы для рук и тремоло с блокировкой, Ibanez вскоре стал одним из самых популярных брендов в гитарной индустрии.
В те года (70-е) Ibanez также начала окунаться в мир фирменных инструментов, но подходила к этому несколько иначе, чем большинство брендов того времени. Так, например, вместо того чтобы позволить дизайнерам доработать существующую модель по своему вкусу, Ibanez давала своим дизайнерам простое задание – придумать что-то новое, своё и при этом не обращать внимание на общепринятые стандарты гитаростроения. В конечном итоге, из-под ловких рук дизайнеров Ibanez выходили довольно необычные и смелые гитары.
Аллан Холдсворт (фьюжн-гитарист), Реб Бич (Winger и Whitesnake), Джо Сатриани, Стив Вай и Пол Гилберт – все эти гитаристы и многие другие используют в своём творчестве гитары Ibanez, что так же поспособствовало популяризации гитар на мировом уровне.
И подход с поиском музыкантов для создания из личной серии достиг своего апогея с трио титанов шреда – Джо Сатриани, Стивом Ваем и Полом Гилбертом. Серия JS Сатча уже 30 лет является одной из самых постоянных частей каталога Ibanez, в то время как PGM, Fireman и Mikro Гилберта – одни из самых нетрадиционных, но весьма популярные гитары.
Но именно в тандеме Ibanez со Стивом Ваем были созданы самые известные фирменные инструменты Ibanez – от семиструнной Universe до культовой JEM и причудливой трехгрифной Hydra, созданной для него в 2020 году. Редко какой бренд и артист находятся на одной волне, как Ibanez и Стив Вай.
Так случилось, что Стив Вай сыграл ключевую роль в успехе и инновациях Ibanez в 1990-х годах. Семиструнные инструменты существовали десятилетиями, но в начале 90-х годов, когда гитаристы Манки и Хед (Korn) искали способ заставить риффы своей группы звучать глубже, мрачнее и более грозно, Манки вспомнил, что его кумир Стив Вай использовал семиструнную гитару в 80-х годах, и поэтому пара вложила деньги в семиструнные инструменты Ibanez Universe перед записью знаменательного дебютного альбома Korn в 1994 году. Именно так родился звук ню-метала, и впервые в истории семиструнная гитара стала мейнстримом.

Вскоре каждый начинающий гитарист ню-метал группы хотел заполучить семиструнную гитару, и известные бренды бросились в бой. Однако Ibanez опередила всех, и поэтому неудивительно, что все, от Linkin Park до Staind и Limp Bizkit, использовали семиструнные инструменты этой марки, а Head и Munky в 2001 году были удостоены своих собственных фирменных моделей K7.

С 90-х годов Ibanez ассоциируется с металом, и, несмотря на попытки бренда отойти от этого направления – Talman и Roadcore были известными инструментами, которые стали новыми хитами – эта репутация хорошо поддержала бренд, поскольку взрыв социальных сетей привел к взрыву техничной и сложной гитарной музыки в последнее десятилетие, и все, от Тосина Абаси и Иветт Янг до Мортена Хагстрема и Тима Хенсона, создали определённый фирменный образ бренда Ibanez.
В настоящее время гитары Ibanez характеризуются как крайне надёжные, доступные и при этом простые инструменты, на котором можно будет сыграть не только сложную и техничную музыку, будучи при этом виртуозом. Ibanez позволяет играть абсолютно все музыкальные жанры – поп, рок, джаз или даже панк-рок.