Целью сегодняшнего материала является не выяснение отношений между любителями цепей примочек, процессоров эффектов и тех, кто использует десктопные плагины для обработки гитарного звучания. На самом деле, каждый из трех вариантов в чем-то хорош, в чем-то каждый из них имеет свои недостатки. Каждый вариант звукообработки можно легко запороть неграмотным подходом и отсутствием определенных знаний в области формирования гитарного звука и особенностей работы тех или иных эффектов.
Создание цепи эффектов из отдельных примочек – это старейший вариант звукообработки, который стал популярен с изобретением первых педалей эффектов более полувека назад. Стоит отметить, что использование «чистой» цепи из педалей эффектов было самым популярным вариантом звукообработки среди музыкантов вплоть до начала 2000-х.
Уже в XXI веке такие компании, как Fractal Audio Systems, Line 6, Boss, Kemper, Vox и многие другие стали выпускать процессоры эффектов, которые способны эмулировать звучание как самых распространенных примочек, так и непосредственно звукоусиливающей техники: усилителей и комбоусилителей, кабинетов и даже позволять музыканту выбрать тип и расположение микрофона, который снимает звук с данного эмулируемого оборудования. А в последние годы многие музыканты и вовсе перешли на использование как в студийной, так и в сценической деятельности различных компьютерных плагинов: они позволяют добиваться очень хорошей по качеству обработки звука и эмуляции оборудования в реальном времени при максимальной компактности и достаточно низкой цене.
Но вернемся к педалям эффектов: рано или поздно арсенал музыканта, выбравшего путь составления цепи эффектов из отдельных примочек, разрастается до размеров 3-х и более эффектов. Именно после покупки четвертой педали гуру гитарной музыки рекомендуют всерьез задуматься об организации педалборда.
Pedalboard – это специальная «площадка», изготовленная обычно из металла, прочного пластика или дерева, предназначенная для эргономичного расположения педалей эффектов: удобного как с точки зрения транспортировки, так и использования на сцене, репетициях или записи.
Соединяются примочки на педалборде обычно с помощью патч-кабелей: коротких гитарных шнуров длиной в 10-30 см, которые позволяют экономить пространство и сократить бюджет, а также частотные потери при создании и использовании цепи эффектов.
Преимуществ такой компановки перед свободной цепью эффектов очень много: педалборд открывает множество возможностей с точки зрения эргономики расположения гитарных эффектов и экспериментов со звуком, он позволяет гитаристу обеспечить питание всех педалей эффектов через общий кабель и общий блок питания, избавляет от необходимости на протяжении 10-15 минут собирать и разбирать цепь эффектов на репетиции и во время живых выступлений. В конце концов, благодаря педалборду вы всегда можете быть уверены в безопасности своих примочек: их не смогут украсть, вы их нигде не забудете и при транспортировке они будут жестко закреплены.
Итак, особенности педалбордов мы описали – теперь поговорим о том, как выбирать данный аксессуар, как сделать педалборд своими руками, о правильной последовательности эффектов и др.
Если вы не имеете опыта создания педалбордов, то свой выбор однозначно стоит остановить на покупке серийной модели, которая хоть и обойдется дороже, чем самостоятельное создание борда, но будет гарантированно надежной, качественной и удобной.
Наиболее признанными мировыми производителями педалбордов являются именитые Boss, Washburn, Pedaltrain, TRex и другие компании.
Также можно встретить в продаже много кастомовых мастерских, которые делают каркасы и готовые борды: чаще всего это более дешевый вариант, который особенно подойдет для любителей крафтовой продукции и самостоятельного моддинга.
Перед покупкой вы должны точно знать состав своей цепи эффектов: как в разрезе марок педалей, так и их размеров. Не забывайте что в линейках крупных производителей и частных мастеров всегда имеются педалборды, заточенные под определенные виды эффектов, под определенные форм-факторы педалей и даже под определенные цепи примочек – уточните заранее этот вопрос у продавца или у частного изготовителя педалборда.
Лучший вариант «примерки» педалборда: возьмите дома большой лист картона или бумаги, разложите на нем свои примочки так, как вам было бы удобно ими пользоваться во время игры. Попробуйте разные варианты и поиграйте. После этого измерьте размеры и не забывайте про запас: с течением времени вы можете либо купить новые эффекты, либо заменить одну модель педали на другую. Будьте готовы к переменам в цепи и всегда берите педалборд «с запасом».
В данном разделе мы кратко поговорим и о том, как сделать основу педалборда самостоятельно, а также о том, как «обустроить» серийный покупной педалборд.
Итак, вы любители хендмэйда и решили сделать каркас самостоятельно. Похвальная тяга к приключениям – в особенности из-за того, что сделать педалборд не так уж и сложно.
Оптимальным решением в качестве материала основы будет дерево. Металлические заготовки найти сложнее, их соединение потребует наличия хотя бы бытового сварочного аппарата и навыков сварки, аналогична ситуация с пластмассой – найти заготовки из противоударного пластика, а также прочно и надежно соединить их между собой очень непросто.
Что подойдет в качестве деревянных заготовок под педалборд? На самом деле много чего: начиная от разобранного бабушкиного шкафа, старых деревянных полок-сушилок, которые ложатся на борты ванной, и заканчивая брусом, заготовками и досками для самостоятельной резьбы по дереву. В идеале взять заготовки под обшивку, поручни, половое покрытие или наличник – они будут уже неплохо сформованы, отшлифованы и в целом готовы к работе.
Как и в случае с покупкой готового педалборда, замеряем с помощью картона необходимый размер педалборда. Запасаемся непосредственно заготовками, пилой или лобзиком, дрелью, с помощью которой делаем крепежные отверстия, рулеткой и карандашом. По нашим замерам распиливаем заготовки на дно: их можно сделать как подогнанными впритык, сформировав цельное дно, так и сформировав несколько рядов примочек, оставив между ними немного пространства. Это и разнообразит внешний вид конструкции, и позволит использовать свободное пространство для протягивания кабелей.
Собираем дно и стойки педалборда: одну из них можно сделать более длинной, чтобы педалборд располагался не параллельно земле, а слегка под углом к музыканту.
Между заготовками дна с изнаночной стороны можно приклеить одну или две рейки, которые увеличат жесткость конструкции.
Далее красим всю конструкцию в цвет, который вам нравится.
Финальная примерка педалей эффектов.
Теперь поговорим о том, как лучше всего крепить примочки на поверхности педалборда. Наиболее популярный и оптимальный на наш взгляд вариант – использование ленты велькро.
Клеим жесткую сторону ленты на педалборд, а мягкую на сами педали (это позволит использовать их и без педалборда, не царапая покрытие пола) – постарайтесь, чтобы площадь соприкосновения была максимально большой.
Другие варианты крепежа – двусторонний скотч, пластиковые стяжки, клей – имеют множество недостатков: одни из них ненадежны, другие более затратны и трудоемки, жесткий крепеж на клей и вовсе лишает вас возможности менять расстановку или арсенал педалей на борде без ухудшения его внешнего вида.
После того, как вы продумали крепление педалей, остается финальная отделка. Для начала прикрутим резиновые ножки-прокладки, которые не позволят нашем handmade педалборду ёрзать по полу и убегать от нас все дальше и дальше после каждого нажатия на педали эффектов.
Финальный аккорд – готовим патч-кабели и растачиваем под них отверстия.
К слову, такая конструкция открывает для нас возможности экспериментов – вместо традиционного общего блока-питания вы можете закрепить на скрытой стороне конструкции обычный бытовой удлинитель или сетевой фильтр : ))
В чем разница между покупным серийным педалбордом и созданием оного своими руками? Все достаточно просто:
Мы неспроста выделили этот пункт уже после описания процесса создания или покупки педалборда, которым предшествует планирование расстановки педалей. Дело в том, что единственно верной расстановки примочек в цепи эффектов не существует: каждый музыкант имеет свой музыкальный почерк, современные гитаристы смешивают воедино несколько стилей, что и обуславливает безграничные возможности для экспериментов со звуком.
Ниже мы приведем список наиболее распространенных педалей эффектов в среднестатистическом педалборде и поговорим о традиционном варианте их расположения в цепи эффектов.
Основа основ любой цепи эффектов и то, без чего не может обойтись ни один гитарист ни на репетиции, ни на концерте, ни тем более на записи. Очевидно, что на гитарный тюнер должен поступать максимально чистый сигнал без обработки, чтобы он мог максимально точно определить высоту звучащей ноты. Однозначно ставим в начало цепи.
Учитывайте, что не все тюнеры дают true bypass-сигнал, то есть некоторые из них вносят хоть и незначительные, но все же изменения в характер звучания. Едва ли такие изменения будут заметны, но о наличии/отсутствии байпасса у конкретной педали-тюнера стоит узнать заранее.
Многие музыканты предпочитают ставить в самое начало цепи после тюнера педаль громкости – она будет работать также, как и потенциометр Volume на вашей гитаре. Излишество это или нет – решать вам.
Расположение компрессора (как, впрочем, и эквалайзера) – сугубо дело вкуса и оптимальный для себя вариант можно выбрать только методом экспериментов, проб и ошибок. Большинство музыкантов склоняется к тому, что лучшую динамику и наиболее привлекательный сигнал дает цепь, в которой компрессор стоит до перегруза, увеличивает сустейн и выравнивает динамику звучания инструмента.
После компрессора может быть расположен бустер – педаль, усиливающая сжатый компрессором сигнал для дальнейшей обработки «основными» эффектами.
Pitch-Shifter – общее название семейства эффектов, принцип работы которых основан на смещении высоты тона: эмуляторы рычага (Whammy), октаверы, гармонайзеры и др. Споры о их месте в цепи эффектов не утихают и по сей день: мы рекомендуем вам поэкспериментировать, понять суть работы данных эффектов и самостоятельно определить их место в цепи.
Субъективно автор материала вывел для себя следующее правило:
«Квакушку» и другие envelope-фильтры следует располагать непосредственно перед педалью перегруза. Такой вариант позволяет добиться максимальной естественности звучания wah-wah без появления ощущения звука «из банки».
В данном месте цепи очень часто устанавливается Эквалайзер – он позволяет окончательно сформировать тот фундамент звука, который дальше пойдет на обработку педалью перегруза.
Находятся в середине цепи и до эффектов модуляции: если модуляционные педали поставить перед перегрузом, то получится необычайно грязный сигнал с огромным числом паразитных искажений.
В данный класс включаются хорус, дилей, флэнжер, реверберация и фэйзер. Последний, к слову, некоторые экспериментаторы ставят перед педалью перегруза – это позволяет добиться еще более воздушного и космического звучания, хоть и не очень хорошо влияет на частотные характеристики сигнала и чистоту звучания.
Что касается последовательности подключения эффектов модуляции – в данном случае тоже никаких жестких правил нет. Экспериментируйте и пытайтесь самостоятельно найти подходящий звук, а мы приведем классический вариант последовательности:
Chorus->Flanger->Phaser->Delay->Reverb
Кстати в данную цепь перед дилеем очень грамотным решением будет установка педали Noise Gate – она позволит убрать ненужные искажения, которые появляются после включения модуляции, и сделать сигнал максимально чистым перед «размножкой» и добавлением эха.
В конце цепи эффектов ставится педаль Tremolo – эффект, изменяющий амплитуду громкости сигнала от 0% до 100% с заданной музыкантом скоростью.
Итак, повторимся – эта последовательность является лишь рекомендуемой и, по сути, самой популярной. Вы же можете выбрать любой другой вариант расстановки эффектов на педалборде в зависимости от собственных вкусовых предпочтений.
Кстати: вы можете посмотреть как реализованы цепи эффектов и педалборды известных музыкантов здесь - https://www.guitar.com/rigs.
Для начала вам нужно разделить свои примочки по нескольким признакам:
По сути, на педалборд нужно устанавливать столько блоков питания, сколько групп примочек мы получили в результате такого разделения. Также узнаем ток потребления для каждой из педалей.
Рассмотрим в качестве примера следующий педалборд:
MXR Fuzz – Marshall Guv’nor – Boss DS-1 – Boss TR-2 – Boss CE-5 – Boss GE-7 – EHX Polychorus – Boss DD-20 – Boss RV-5
В результате «дробления» получаем 3 подгруппы примочек:
Считаем ток для первой группы (данные берем с сайта производителя, буклетов и т.д.) – 20+9+12+20+22+10=93 мА. Таким образом, стабилизированного блока питания на 100 мА и более нам точно хватит для питания начального тракта нашего педалборда.
Далее переходим ко второй группе, в которой одна педаль эффектов: берем блок питания уже на 24V, скорее всего он есть в комплекте с примочкой.
Последняя группа из цифровых педалей: берем двухразъемный стабилизированный блок питания на 9V с током в 200+50=250 мА.
Почему мы разделяем блоки питания для аналоговых и цифровых педалей эффектов? Этого можно не делать, однако вы можете получить на цифровых примочках много лишнего шума, который будет еще и усилен. Если же лишние искажения незаметны или ими можно пренебречь, то покупаем один БП на 9V с током на 0.35А и более.
На этом всё: теперь вы понимаете, зачем нужен педалборд, как сделать его своими руками и как организовать расположение педалей эффектов и их питание в педалборде. Успехов в поиске своего звука!