Рано или поздно любой музыкант задумывается о том, чтобы навсегда перенести свои музыкальные творения на цифровой или аналоговый носитель в виде готового альбома и далее распространить их в массы. Да, сегодня мы поговорим о таком непростом и ответственном процессе, как запись музыки.
Первая запись – крайне важный этап как для группы, так и для музыканта-новичка. И процесс этот, как ни странно, очень непростой и кропотливый – соответственно и подготовка к процессу записи должна быть очень тщательной. Особенно с учетом того, что на запись группе придется потратить немало времени и ресурсов.
Пожалуй, самым важным моментом в подготовке к записи является слаженная игра. Всей группе нужно репетировать под метроном, при этом довести свое чувство темпа в записываемых композициях до идеального состояния. Запись – визитная карточка группа, которая должна звучать максимально чисто и четко по ритму. В конце концов, это поможет группе чувствовать себя спокойно не только на записи, но и во время живых выступлений.
Помимо идеального владения ритмом композиций музыканты должны четко знать и понимать структуру песен, нюансы своих партий, пожелания в звуке в определенных моментах.
Резюмируя первые два пункта – открывая дверь студии, вы должны четко знать свои композиции и играть их как единая слаженная система.
Перед походом на студию вы уже должны знать, как должен звучать финальный результат. Выберите примеры звучания, которого вы бы хотели добиться – эти референсы обязательно должны быть доведены до звукорежиссера еще до записи, чтобы он мог подстроить все оборудование для получения желаемого звучания.
Помимо обеспеченности навыками игры, запаситесь и всем необходимыми материальными элементами:
Данный этап не менее важен, чем подготовка непосредственно группы и музыкантов. Даже небольшой промах звукорежиссера может полностью уничтожить вашу творческую задумку и сделать ваш релиз провальным. Что необходимо сделать для того, чтобы выбрать правильную студию:
При этом не забывайте, что продюсер и звукорежиссер все же должны говорить вам об изъянах и огрехах записи, обращать внимание на проблемы группы, то есть не стоит отдавать предпочтение и слишком добродушным, компанейским ребятам, которые скорее всего отнесутся к вашей записи достаточно наплевательски.
Не забывайте, что сегодня, в эпоху бурного развития высоких технологий, как никогда работает утверждение, что шедевры создает не оборудование – а «правильные» люди.
Проконтролируйте, чтобы звукорежисер и продюсер точно назвали стоимость своих услуг – это поможет избежать непредвиденных затрат по ходу записи.
О том, что будет с вашим релизом, стоит подумать еще до записи. Поговорим о том, какие препятствия могут подстерегать музыканта на пути продвижения своего свежезаписанного релиза.
Крупные музыкальные лейблы и студии звукозаписи (которые обычно партнерствуют друг с другом) тысячи раз использовали стандартный трюк: берется посредственный исполнитель, с ним подписывается стандартный договор о сотрудничестве с лейблом, в запись и продвижение вкладывается уйма денег – но при этом воротилы музыкальной индустрии уже прекрасно знают, что это едва ли приведет к чему-то хорошему.
Вы наверняка прекрасно знаете такие случаи: из всех средств массовой информации на слушателей льется информация о той или иной группе, они постоянно мелькают в интернете и на телевидении, звучат на радио и фигурируют во всех свежих подборках в социальных сетях. Такое продвижение – это очень круто. Но не в ситуации, когда запись исполнителя оставляет желать лучшего.
Обратную сторону медали прочувствовать не очень сложно: очень часто такие коллективы с агрессивным промоушеном удивительно плохо звучат и играют, а независимые обзорщики не сильно спешат ставить им 9 и 10 за релизы. Спустя какое-то время лейбл озвучивает музыканту смету затрат и выручку с продаж его вступлений, записей и участия в различных событиях. Естественно, расходы оказываются больше доходов – и как вы думаете, кто погашает эти расходы?
Отсюда вывод: во-первых, лейбл – не панацея. В современном мире тысячи групп самостоятельно записываются, продвигаются и занимаются туровым менеджментом. Да, это сложнее, да, это в некоторых ситуациях требует немалых начальных затрат, но таким образом группа в перспективе может получить намного более позитивный результат от записи. Второй важный момент: первичным аспектом музыкальной деятельности, по которому вас будут оценивать вменяемые люди – это ваши записи. Не концерты, не количество татуировок и пирсинга у вокалиста, не агрессивность промоушена – а именно качество вашей музыки и качество ее записи.
Создание музыки – процесс творческий. А вот доведение музыки до слушателя – это уже в некоторой степени бизнес-процесс, который не должен происходить спонтанно и без планирования. Еще до записи подумайте о том, как будет развиваться ваша группа? Вписывается ли текущая музыка в общую стратегию развития музыкального коллектива? Будет ли вашим нынешним фанатам интересно слушать грядущий релиз?
Ни в коем случае не стоит подстраиваться под «рыночек» и под слушателей – собственное лицо и идейность должны стоять во главенстве творчества. Но если вы ожидаете больших результатов от собственной записи, не забывайте и о внешней среде, планируйте свои действия, добейтесь организованности в вопросах развития группы.
Заранее учитывайте, что мнение друзей/родственников/особо преданных поклонников о вашей музыке стоит воспринимать скорее как информационный шум. Касается это и этапа подготовки материала для записи, и вопросов по самой рекорд-сессии и тем более вопросов звучания.
Чтобы получить объективное мнение о своей группе, выложитесь на записи по полной и сделайте ее поистине превосходной – в записи должны преобладать не эмоции, а прагматизм и старательность. Не пытайтесь «впарить» косячный релиз общественности, прикрываясь мнением самых приближенных к группе людей.
Ошибка, с которой начинают многие начинающие коллективы. Помните, что демо – это имено ДЕМОНСТРАЦИЯ того, что вы умеете и что вы сможете, когда у вас будут бюджеты и продюсирование. Сегодня, когда запись и продвижение стоят не так дорого, как лет 10 назад, демо-записи уже мало кому интересны, особенно сотрудникам лейблов и музыкальных СМИ.
Вы можете делать демо-записи и даже демо-релизы для своих слушателей, но такие записи никак не помогут вам в продвижении. Не стоит также посылать эти демо-записи на лейблы – специалисты по коммуникации с музыкантами уже достаточно давно рассчитывают на полноценные записи. Если вы еще не адаптировались к новой реальности, где даже домашняя запись позволяет достичь результатов, неотличимых от студийного для неискушенного слушателя, то срочно меняйте свои взгляды.