Все звукосниматели имеют схожую конструкцию (и тем более принцип работы). Несмотря на значимость звукоснимателя и его практически вековую историю, его конструкция с годами модернизировалась не так уж сильно. Всё, что есть внутри каждого из них – несколько пластин, проволока, магниты и набор винтов.
Если конструкция так проста, то почему же звукосниматели так сильно отличаются по звучанию и по цене?
Ответ прост: из-за качества применяемых материалов и особенностей сборки. Уникальность звучания задаёт именно тот человек, который изготовил звукосниматель. Можно сказать, что производитель звукоснимателей – настоящий алхимик, ведь даже несущественное изменение схемы может в корне поменять звучание инструмента. Магия заключается именно в том, что нужно понимать какое именно изменение необходимо совершить. И именно за эту «магию» и приходится платить.
Считается, что звукосниматели рано или поздно необходимо заменять на новые. Но может вместо покупки новых звукоснимателей стоит попробовать модифицировать старые?
В данной статье мы расскажем про модификации хамбакеров в стиле P-90 и PAF. Такие датчики идеально подходят для тюнинга, так как их конструкция и способы модификации просты до безумия.
У всех звукоснимателей есть полюсные наконечники, а у хамбакеров в стиле PAF есть винты и заглушки, ни одни из которых не является постоянным магнитом. Вместо этого магниты расположены под бобинами, и, поскольку винты и стержни ферромагнитные, магнитное поле проходит через них. После чего магнитное поле искажается под влиянием колеблющейся струны.
Магниты, как ни странно, делают из металла. В большинстве случаев из стали. При этом сталь не одинакова, и она классифицируется по содержанию углерода, но мы оставим академический трактат по металлургии для другого случая. Все, что нам нужно знать, это то, что винты (или штырьки) имеют тонкое влияние на звук звукоснимателя.
Сталь с более высокой маркой содержит бОльшее количество углерода – это единственное, что необходимо запомнить, так как сталь в разных странах классифицируется разными способами.
К сожалению, производители звукоснимателей не указывают марку стали полюсных винтов.
Мастера из ThroBak Electronics (производитель звукоснимателей из США) считают, что винтажные звукосниматели оснащаются винтами из стали марки от 1006 до 1018. Сталь марки 1010 позволяла добиться мягкого и тёплого звука, в то время как сталь марки 1018-1022 позволяла достичь на выходе перкуссионного звучания с преобладанием высоких и средних частот.
Итого: чем выше марка стали, тем больше в ней углерода – значит выше яркость и чёткость звучания. Однако, если обмотка звукоснимателя уже довольно старая и изношенная, то применение в конструкции высокоуглеродистых винтов пагубно повлияет на звук.
Актуально только для звукоснимателей с металлическими крышками.
Как известно, любой металл в той или иной степени оказывает влияние на магнитное и электрическое поле. Металлические крышки звукоснимателя не исключение.
Снять крышку хамбакера можно либо при помощи ножа/отвёртки или же только при помощи паяльника, если крышка припаяна к самому звукоснимателю.
В целом, снятие крышки звукоснимателя не оказывает существенного влияния на звук, однако только в том случае, если гитарист играет на любительской аппаратуре. При использовании профессиональной аппаратуры звукосниматели без крышек выдают более мощный сигнал и звучат ярче. Гитара начинает звучат агрессивнее.
Обратная сторона медали заключается в том, что при игре открытыми аккордами тон гитары может потерять читаемость.
Если до этого мы избавлялись от крышек вовсе, то теперь предлагаем их заменить.
Крышка звукоснимателя несколько «гасит» электрическое поле, а потому звучание может быть тусклым или даже тихим. Выход один – замена крышек звукоснимателя на более тонкие.
Если же желаете несколько приглушить звук на гитаре – установите более толстые крышки!
Среди профессионалов бытует мнение, что никелевые крышки для звукоснимателей являются наилучшим решение ввиду отличных электрических характеристик.
В том случае, если после смены крышек звукоснимателей появились фоновые помехи, то необходимо загерметизировать крышки.
Учтите, что пластиковые, деревянные и прочие крышки, выполненные из диэлектрических материалов, никаким образом не влияют на звук.
Всё, что гитаристу необходимо знать о магнитах – тип поверхности (гладкие или шероховатые), габариты магнита и сплав.
Тип поверхности магнита (гладкий или шероховатый) практически не влияет на звучание, однако бытует мнение, что шероховатые магниты позволяют добиться более мягкого звучания на низких и высоких частотах.
Конечно, влияние типа поверхности магнита на звучание больше походит на миф, однако винтажные звукосниматели от Gibson и их современные копии имеют шероховатые магниты.
Коротко о магнитах:
Для того, чтобы демонтировать магнит со звукоснимателя, необходимо ослабить четыре фиксирующих винта на тыльной стороне звукоснимателя.
После того, как винты будут ослаблены, магнит звукоснимателя выскользнет из бокового отверстия.
На звукоснимателях типа P-90 необходимо ослабить два винта.
В остальном, следует придерживаться одного простого правила – не выкручивать винты! Необходимо лишь ослабить их и осторожно вытащить магнит при помощи пинцета или плоскогубцев. В некоторых случаях необходимо ослабить не только винты на тыльной части, но и полюсные винты.
Важно: следите за полярностью магнита при его демонтаже и монтаже. Как правило, на магнитах отмечают «южный полюс». Если же отметки нет, то используйте компас для определения полярности.
Кстати, если просто перевернуть магнит в звукоснимателе и тем самым сменить полярность, то звучание может несколько измениться как в лучшую, так и в худшую сторону (в зависимости от типа магнита, дерева гитары, характеристик звукоснимателя, высоты струн и т.д.).
Если в классическом хамбакере RAF всего один магнит, то в P-90 магнита сразу два. Если снова говорить о полярности, то правильная установка магнитов в звукосниматели типа P-90 – магниты должны отталкиваться друг от друга, а вот полярность так же повлияет на звук, как и в случае с RAF звукоснимателями.
На фотографии выше видно, что магниты P-90 установлены параллельно друг другу и на одной линии. Но что если попробовать их немного сместить?
Смещение магнитов P-90 позволит получить несколько винтажное звучание.
Интересный факт: в настоящее время большинство звукоснимателей собираются на автоматической линии, что означает строгое соблюдение стандартов и размеров. Если же звукосниматель собирается вручную, то мастер по производству может несколько «оплошать» и сместить магниты (или же намотать больше проволоки на катушку), что в конечном итоге приводит к достижению уникального звучания.
Именно в этом и заключается магия винтажных звукоснимателей – в прошлом практически не существовало одинаковых звукоснимателей и одинакового звука как такового.
Мастерство изготовления звукоснимателей заключается в том, как намотаны катушки, и в понимании того, как звучат и взаимодействуют все компоненты звукоснимателя в целом.
Если кажется, что замена магнита, его смещение или замена полюсных винтов ничего не изменит, то мы вас переубедим:
Условно: замена винтов +5% к качеству звучания, замена магнита +10% к качеству звучания, смещение полюсов +5% к качеству звучания. Итого качество звучания выросло на 20%.
Не бойтесь экспериментировать, ведь именно эксперименты со звуком в прошлом создали настоящее.