Создание хорошего звука на концерте – задача не из лёгких. В основном качество звука целиком и полностью ложится на плечи звукорежиссера, который отвечает за то, как будет звучать микс в данном конкретном зале. Но если существует звук для зрителя, то есть и свой особый звук для музыкантов, к которому предъявляются даже более серьезные требования.
Сценический звук создается при помощи мониторов на сцене, которые позволяют музыканту слышать самого себя. Звук на сцене и в зале ни в коем случае не должны конфликтовать!
Звук в зале чаще всего унифицирован и настраивается по определенным шаблонам (в зависимости от жанра, типа помещения и т.д.). Звук на сцене при этом индивидуален для каждого музыканта в группе. Мониторинг на сцене выполняют при помощи отдельных мониторов – напольных, навесных или ушных.
Итак, для чего же необходимы сценические мониторы? Мониторы позволяют музыкантам слышать себя и других участников группы. У каждого участника группы в идеале имеется личный монитор на сцене.
Мониторы drumfill – мониторы для барабанщика, устанавливаемые слева или справа от ударной установки. Причем барабанные мониторы требуют довольно много места на сцене и ощутимо влияют на звук в зале.
Мониторы sidefill – позволяют музыкантам слышать звук, который слышат посетители концерта.
Напольный мониторы (wedges) – имеют клиновидную форму для более простого монтажа/расположения на сцене. Напольные мониторы предназначены для наиболее точной передачи звука на сцене. Звук от напольных мониторов и звук в зале могут (а зачастую и должны) различаться.
Ушные мониторы – самое дорогое и удобное средство мониторинга на сцене. Ушные мониторы дают музыкантам свободу передвижения по сцене и берегут слух от находящихся на сцене усилителей или других мониторов, при этом позволяют максимально четко понимать, как в данный момент звучит микс.
Настройка звука – целая наука и одной небольшой статьи будет мало для разъяснения всех моментов, но мы постараемся дать основы.
Как мы уже писали выше – звук на сцене и в зале никогда не будут идентичными. Сценический звук отличается своей чистотой и «честностью». В зале зрители практически всегда слышат приукрашенный различными эффектами звук.
Мониторы настраивают еще до саунд-чека исполнителя – выполняют калибровку электроакустического сигнала, что позволяет добиться одинакового звука во всех мониторах. Второй момент – предотвращение акустической обратной связи. Другими словами, ваша гитара не должна и не будет «заводиться» на сцене.
Для настройки мониторов используют конденсаторный микрофон и ноутбук с предустановленной специальной программой для анализа спектра звука.
После настройки мониторы должны выдавать сухой звук с недостатком низких частот и выдавать одинаковую АЧХ. Соответственно, все инструменты и вокал должны звучать одинаково со всех мониторов.
Постановка правильного и качественного звука на сцене – задача не из легких, но вполне решаемая. Только взаимодействие звукорежиссера и музыкантов позволит добиться того самого «лампового и теплого» (ну или хотя бы просто чистого) звука. Микширование позволит музыкантам слышать себя и выдавать максимально яркий перформанс на сцене, а правильная настройка громкости убережет слух музыкантов.