Упражнения от Дэвида Гилмора
Уровень сложности: Средний
Стиль: Рок, бенды, пентатоника
Как Дэвид Гилмор мастерски использует целевые ноты, чтобы его соло "пело"
Игра гамм на высокой скорости может скрыть несовершенство фразировки, какие-то лишние призвуки или грязь, но в медленных темпах каждая нота оказывается под пристальным вниманием — и тут уже проверяется настоящее умение создавать осмысленные мелодические линии, которые при этом должны быть сыграны максимально чисто.
Хотя переход от подхода «эта гамма подходит к этим аккордам» к настоящей импровизации требует сотен часов практики, фокусировка на целевых нотах (определённых нотах над определёнными аккордами) — это оптимальная стратегия для максимально эффективного развития. И в мире рок-гитары нет мастера мелодичных целевых нот в балладах более выдающегося, чем Дэвид Гилмор.
Кто такой Дэвид Гилмор?
Для тех, кто не знаком с его творчеством: Гилмор присоединился к психоделическим рокерам Pink Floyd в 1967 году, когда оригинальный гитарист и вокалист Сид Барретт начал испытывать проблемы с психикой из-за проблем с зависимостью. В последующие годы группа экспериментировала с разными стилями, пока к началу 70-х не отточила свой фирменный арт-роковый звук. Результатом стала серия культовых концептуальных альбомов, определивших жанр: Meddle, The Dark Side of the Moon, Wish You Were Here, Animals и The Wall.
Хотя Роджер Уотерс стал главным автором песен и неформальным лидером группы, Гилмор внёс огромный вклад в музыку Floyd — его душевный вокал и филигранно выстроенные гитарные партии превращали простые блюзовые фразы в возвышенные, эмоциональные мелодии. Его акцент на музыкальности, а не на технической виртуозности, сделал его гитаристом, которого уважают другие музыканты.
Когда Уотерс покинул группу в середине 80-х, Гилмор неожиданно для многих взял бразды правления в свои руки и провёл Pink Floyd через ещё одно десятилетие хитов и стадионных туров. Хотя группа официально не распалась, последние десятилетия Гилмор в основном посвящает сольной карьере. Его последний альбом, Luck and Strange, записан при участии его жены, писательницы Полли Сэмсон (автора текстов), и дочери Романи Гилмор (бэк-вокал).
Как использовать целевые ноты в стиле Гилмора?
Давайте заглянем в священное руководство Гилмора и разберём, как добавление нескольких продуманных целевых нот может сделать вашу игру более мелодичной и структурированной.
Для простоты все примеры используют Gm / Bb мажорную пентатонику.
Многие начинающие гитаристы хорошо знают первую форму минорной пентатоники, но испытывают трудности с остальными четырьмя формами. Наш совет: играйте гаммы сверху вниз, концентрируясь на четырёх верхних струнах. Это помогает лучше интегрировать формы в свой словарь.
Попробуйте сыграть Примеры 1–4, основанные на Форме I, Форме II, Форме IV и Форме I (на октаву выше).
Пример 1:
.jpg)
Пример 2:

Пример 3:
.jpg)
Пример 4:
.jpg)
Этот пример вдохновлён вступлением к Shine On You Crazy Diamond. Мы играем над статичным Gm аккордом, выбирая в качестве целевых нот тонику (G) и квинту (D).
Такт 1: Бенд к ноте G (тонике). Такт 2: Бенд к D (квинте). Такт 3: Та же D, но на октаву выше (через Форму II). Такт 4: Выход на G, но с завершением на C (тонике Cm, аккорда IV ступени).
Такой подход придаёт соло направленность и мелодическую логику.
Пример 5:
Такт 1:

Такт 2:

Такт 3:

Такт 4:

Здесь G работает не как тоника Gm, а как квинта Cm (IVm) — классический приём Гилмора (например, в Echoes).
Такт 2: Бенд с Bb до C без повторного удара. Финальный такт: Введение Db («блюзовой ноты») для создания напряжённости перед разрешением в G.
Пример 6:
Такт 1:

Такт 2:

Такт 3:

Такт 4:

Этот пример построен в Форме IV Gm пентатоники и использует блюзовые фразы, разрешающиеся в C (IV) и D7#9 (V).
Пример 7:
Такт 1:

Такт 2:

Такт 3:

Такт 4:

Добавление Eb расширяет гамму до гексатоники, давая больше свободы и тонику IV аккорда (Eb).
Пример 8:

Пример 9:

Такт 1: Акцентирование F (квинты Bb). Такт 2–4: Целевая нота G (терция Eb). Такты 5–6: Классический гилморовский приём — бенд к терции аккорда с разрешением в тонику. Финальный такт: Мелодичный спуск к Bb.
Такт 1:

Такт 2:

Такт 3 и 4:

Такт 5:

Такт 6:

Такт 7:

Вывод: Будьте как Дэйв!
Определяйте тонику каждого аккорда в своей гамме. Начинайте и/или заканчивайте фразы на этих целевых нотах. Думайте о них как о несущих конструкциях, которые делают ваши соло осмысленными и мелодичными.
Гилмор доказал, что меньше — значит больше. Его игра — это не скорость, а эмоция и точность. Практикуйте целевые ноты, и ваша игра зазвучит по-новому!
Что ещё следует учитывать не только в рамках упражнений выше, но и в целом касательно игры на гитаре?
Разберём ключевые элементы стиля игры Дэвида Гилмора.
Одна из главных черт игры Гилмора — исключительный контроль громкости. Он не боится играть тихо, но каждая нота в его пассажах продумана до мелочей.
Пример из репертуара:
В Time соло начинается с очень мягкого входа, а к кульминации звук становится агрессивным и насыщенным.
Гилмор — король бендов. Он редко играет прямые ноты — чаще подтягивает их, создавая вокальную плавность.
Упражнение:
Возьмите ноту G (3-й лад на 1-й струне) и сделайте бенд на тон (до A). Затем добавьте вибрато, имитируя вокал.
Хотя Гилмор часто использует минорную пентатонику, он обогащает её:
Am → G → F → E (как в Hey You).
Гилмор — пионер эффектов. Его звук — это не просто гитара, а целая звуковая вселенная.
Совет: Попробуйте дилэй с обратной связью (feedback) — это создаст «бесконечное» эхо, как в Echoes.
Хотя многие его соло тщательно аранжированы, в живых выступлениях он импровизирует.
Как тренировать импровизацию?
Его стиль можно описать так:
Меньше нот — больше смысла.
Каждая нота должна «петь».
Эффекты — не украшение, а часть музыки.
Финальный совет: Слушайте не только гитару, но и вокал — Гилмор часто имитирует голосовые мелизмы.
«Музыка — это не спорт. Здесь не нужно играть быстрее всех. Нужно играть так, чтобы люди чувствовали».
— Дэвид Гилмор.