Обсуждение, вызывающее ступор. Самый частый ответ – дисторшн, фузз и овердрайв, но какая между ними разница?
Команда Струнки.ру устраивает ликбез по гитарному звуку!
Для начала рассмотрим самые частые вопросы, которые возникают при использовании перегруза.
Если не вдаваться в основы физики, то перегрузка представляет собой обыкновенное искажение выходного сигнала, не более того.
Например, вы решили поиграть на гитаре через комбоусилитель. Гитарным звуком можно управлять не только с комбоусилителя, но и при помощи силы удара по струнам – чем сильнее вы бьёте по струнам, тем громче звук. Другими словами, возрастает амплитуда колебаний и появляются своеобразные «помехи» - искажения сигнала. То же самое происходит и при выкручивании на максимум ручки громкости и ручки Gain на усилителе.
Именно таким способом пользовались музыканты еще с 40-х годов прошлого века, чтобы добиться перегруженного звучания.
Ручка громкости отвечает за управление громкостью самого усилителя, то есть его общей громкостью. При выкручивании ручки на максимум возможно появление перегруженного звука.
Как тогда быть, если нужен перегруз, но не нужна большая громкость?
На помощь приходит ручка Gain, которая предназначена для регулирования уровня встроенного предусиления и, как следствие, уровня искажений (перегруза).
Другими словами, при помощи ручки Gain можно добиться перегруженного звука даже на совсем небольшой громкости.
Гитарные педали предназначены для эмуляции искажённого звука, который может выдать усилитель при соответствующей настройке. Кроме того, они в разы упрощают управление звуком, имеют его разные оттенки в зависимости от модели и производителя.
Так же стоит знать, что усилители не одинаковы по своим характеристикам, а потому их звучание всегда отличается. Гитарные педали перегруза позволяют несколько унифицировать звучание, в противном случае гитарист может получить совершенно непредсказуемый результат при подключении.
Совершенно верно! В случае отсутствия усилителя, гитару подключают в линейный вход (игра в линию), однако необходимо иметь эмулятор кабинета и эквалайзер, которые могут быть встроены в процессор или иметь форму привычных педалей.
Если эквалайзер и эмулятор отсутствует, то звук через игру в линию будет крайне плох. Дело в том, что наличие усилителя и кабинета сглаживает перегруженный сигнал, в результате чего он становится приятен слуху и не поливает нас потоком «песка».
Нет усилителя – отсутствует сглаживание перегруженного сигнала, из-за чего звук на выходе довольно резкий и изобилует помехами.
Такой гитарный эффект, как кранч представляет собой некий промежуточный эффект между чистым звуком и более «тяжёлым» звуком.
Пример: песня Red Hot Chili Peppers - Look Around
Овердрайв также называют естественным типом перегруза, так как абсолютно любой усилитель может выдать такой эффект при помощи выкручивания ручки громкости и ручки gain на высокие значения.
Отличительная особенность овердрайва заключается в том, что он может быть как тихим и чистым, так и громким и перегруженным – всё зависит от динамики игры. Однако, даже при увеличении динамики должна сохраняться мягкость и естественность звучания.
Запомните: овердрайв позволяет при помощи управления динамикой игры регулировать громкость и перегруженность звучания, а также, что самое главное, сочетать как чистый звук, так и перегруженный без переключения настроек цепи.
Пример: Stevie Ray Vaughan & Double Trouble - Pride And Joy
Долгий сустейн, сильно перегруженный звук, чёткость звучания – все эти особенности характерны для такого эффекта, как дисторшн.
Главное отличие от овердрайва или кранча – невозможность использования чистого звука при слабой динамике игры.
Пример: любой метал из экстремальных подстилей
Фузз – самый первый гитарный эффект перегруза, который появился в начале 60-х годов прошлого века.
Данный эффект самый яркий, колючий, звонкий и, одновременно, грязный и шумный. Другими словами описать фузз невозможно. Ввиду столь скудного описания предлагаем ознакомиться со звучанием:
Пример: The Jimi Hendrix Experience - Foxey Lady
Бустер – он же «грелка». Педаль, назначение которой заключается в увеличении громкости. В большинстве случаев бустер ставится в цепочку эффектов после перегруза, что позволяет без изменения степени перегруза увеличить громкость звучания.
Конечно, бустер никаким образом не искажает звук, однако мы не могли не упомянуть его ввиду того, что применение бустера позволяет раскрыть потенциал педалей перегруза.
Педаль, аналогичная бустеру, однако если бустер увеличивает громкость, то назначение сатуратора заключается в насыщении звука. Другими словами, звучание гитары становится богаче, ярче и насыщеннее, а также увеличивается сустейн.
Итак, названия перегрузов делятся по степени перегрузки в следующем порядке:
Чистый звук – кранч – овердрайв – дисторшн – фузз
Бустер и сатуратор устанавливается в цепочку гитарных эффектов после педали перегруза. Данные эффекты не обязательны, однако они значительно расширяют возможности звучания гитары.