Педали Wah помогли сформировать звучание психоделик-рока, определили саундтрек полицейских шоу и стали основой фанка.
После роста популярности фанка и психоделик-рока данный эффект стремительно ворвался практически во все музыкальные жанры – от того же самого фанка и поп-рока до металла и панк-рока.
Существуют различные версии изобретения эффекта Wah, но факт состоит в том, что инженер «Thomas Organ» Брэд Планкетт работал над схемой еще в 1966 году. В то время компания Thomas Organ распространяла продукцию Vox в США, и Планкетт адаптировал схему усиления средних частот из усилителя Vox Super Beatle, разработанного Диком Денни.
Он заменил трехходовой переключатель потенциометром, чтобы снизить производственные затраты, и использовал осциллятор Армстронга по совету коллеги Леса Кушнера. Сессионному гитаристу и эндорсеру «Vox» Делу Кашеру понравилось то, что он услышал при повороте ручки потенциометра частоты, и он решил, что усилитель может хорошо звучать с электрогитарами.
Кашер предложил использовать педаль громкости органа Vox вместо ручки управления, чтобы гитаристы могли использовать эффект во время игры. Около суток Планкетт и Кашер экспериментировали со звучанием, чтобы добиться необходимого результата.
По словам Кэшера, именно тогда, в процессе отстройки, генеральный директор «Vox/Thomas Organ» Джо Бенарон зашел послушать результаты. Опираясь на свой бизнес-опыт в производстве гитарных эффектов, Бенарон решил, что педаль Wah не подойдет для гитары. Однако он был убежден, что сможет продать миллионы педалей Wah прочим музыкантам. В частности, духовикам.
Впоследствии трубачу Клайду Маккою предложили 500 долларов за то, чтобы он одобрил педаль Wah, которой никогда не пользовался. Кстати, на самой первой педали Wah американского производства Vox было изображение Маккоя. Более поздние «фирменные» педали эффекта МакКоя имели только надпись, и обе эти модели фактически взорвали рынок эффектов для инструментов – хотя и не у трубачей.
Благодаря Хендриксу, Клэптону и другим, Wah быстро стала аксессуаром, без которой не мог обойтись ни один уважающий себя гитарист. Что касается ранних сторонников данного эффекта, послушайте «Wah Wah Blues» Эрла Хукера, благодаря которому Хендрикс начал примерять эффект в своём творчестве.
Vox V846 появился в 1967 году, за ним последовал первый Cry Baby в 1968 году, а вскоре эффекты от Thomas и Wah от Vox стали производиться компанией EME в Италии. Имена Брэда Планкетта и Леса Кушнера фигурируют в патентной заявке, поданной 24 февраля 1967 года, но патент был выдан только 22 сентября 1970 года. К тому времени копии уже производились практически во всём мире.
В 1969 году компания Jen Elettronica стала производить Cry Baby. Данные эффекты в настоящее время являются коллекционными и очень редкими.
Педаль Wah - это, прежде всего, полосовой фильтр, который подавляет высокие и низкие частоты и создает резонансный пик на частоте фильтра низких частот. В результате получается усиление, направленное на очень узкую полосу частот. Если вы хотите узнать, как звучит «истинный wah», послушайте некоторые из ранних записей Мика Ронсона с Дэвидом Боуи.
Перемещение педали изменяет резонансный пик вверх и вниз по частотному диапазону и заставляет вашу гитару звучать так, как и называется рассматриваемый нами эффект – Вах-Вах. Это не похоже на параметрический эквалайзер усиления с узкой настройкой эквалайзера, но большинство эквалайзеров той эпохи переключались между несколькими индукторами и конденсаторами для достижения различных частотных точек. Принцип работы схемы Wah заключается в том, что осуществляется перемещение точки низких частот с использованием катушки индуктивности и одного конденсатора.
Потенциометр, транзистор и конденсатор обманывают индуктор, заставляя его «думать», что он подключен к переменному конденсатору. Педаль регулирует величину тока, проходящего через конденсатор, в результате чего значение конденсатора кажется больше, чем на самом деле, поэтому положение пика резонанса определяется величиной тока, проходящего через конденсатор.
Использовались различные типы индукторов, и хотя ни один из них не был дорогим или редким изделием, некоторые приобрели легендарный статус.
Самый ранний индуктор, который использовался в моделях Clyde и самых ранних моделях V846, называется «ореол». Индуктор Halo в металлическом корпусе - он же «мусорное ведро» – использовался в самых ранних педалях Wah итальянского производства, но в Wah Jen использовались красные индукторы Fasel. Все три типа высоко ценятся, как и коричневый индуктор типа «стопка монет», покрытый эпоксидной смолой, но наименее популярным из винтажных типов является кубовидный TDK.
Знаменитый красный индуктор Fasel в ранней модели Jen Cry Baby. Разноцветная коробка прямо перед индуктором – это конденсатор типа «тропическая рыбка».
Сейчас производятся копии многих винтажных индукторов, а модернизация индукторов Wah – это простой и популярный DIY (Do It Yourself или сделай это сам) для модернизации или изготовления педали. Вы можете приобрести красные и желтые Fasels от Dunlop, а Halo-типы от Small Bear Electronics, Arteffect, Mojo Tone и других. Banzai Music продает реплики Halo и Stack of dimes.
Существует множество мнений о том, как звучит каждый индуктор, и есть еще несколько компонентов, которые также влияют на тон педали Wah. Простое впаивание запасного индуктора не гарантирует достижения «того самого звука».
Понимание работы компонентов и комплектующих – ключ к созданию необходимого звука. К примеру, потенциометры определённых параметров в корне изменяют звучание эффекта, как и транзисторы с меньшим коэффициентом усиления.
Резисторы в устройстве отвечают как за уровень сигнала, так и за частотную характеристику (АЧХ). Применение традиционных резисторов позволит достичь винтажного звука. Тем не менее, экспериментировать никто не запрещал, а потому звучание эффекта может быть совершенно неповторимым, если использовать иные компоненты.
Винтажные Wah-педали никогда не обладали достойным байпасом, и нагрузка, которую они оказывают на гитару, высасывает из неё высокие частоты - даже когда они выключены. Wah, выпущенные с середины 90-х годов, оснащены входными буферами сигнала для устранения этой проблемы, а те, кто хочет получить винтажные характеристики, часто удаляют входной буфер.
Wah плюс фузз считается классической комбинацией, но несоответствие импеданса (сопротивление между двумя элементами) при использовании фуззов типа Fuzz Face и Tone Bender приводит к снижению уровня сигнала эффекта Wah и появлению квакающих колебаний, которые меняются вместе с переключением эффекта Wah.
Однако, ни одно из данных решений не является совершенным. Большая часть магии винтажных педалей фузза исходит от их динамики и их взаимодействия с потенциометром громкости на гитаре. Установка буферной педали между Wah и fuzz или установка буферного каскада внутри Wah может решить проблему зашкаливающих высоких частот, но в таком случае некоторые из лучших качеств fuzz будут потеряны.
Сегодняшние технологии в педалях Wah опираются на то время, когда Хендрикс пригласил Роджера Майера в качестве своего личного сценического техника. Хотя большинство педалей Wah по-прежнему основаны на старой схеме Клайда, современные производители педалей понимают, как изменять звучание для создания специфических тонов и добавления изюминки в тон педали.
В наши дни нередко можно встретить потенциометры и переключатели частотного диапазона на боковой стороне корпуса, что позволяет получить басовитые или высокие тона эффекта Wah и подчеркнуть «вокальное» качество, снизив сопротивление. Некоторые модели педалей позволяют переключаться между индукторами.
Современные педали оснащены переключаемыми выходными буферами и светодиодными индикаторами, а истинный байпас является обычным явлением. Поскольку потенциометры и переключатели изнашиваются, некоторые производители вообще отказались от них.