В сообществе гитаристов уже достаточно длительное время обсуждается тема гитарных порожков – и в вопросах звучания, и в вопросах влияния на стабильность гитарного строя.
Порожки могут быть сделаны из самых разных материалов и обладать как типовой классической конструкцией, так и иметь некоторые особые фишки.
Несмотря на небольшие размеры, материал и устройство порожка оказывают непосредственное влияние на итоговое звучание инструмента.
Порожек для гитары предназначен для передачи колебаний струн на корпус гитары и удержания струн на гитаре при помощи фасок. Соответственно, от материала зависит качество передачи колебаний.
Интересный факт: до 60-70-х годов ХХ века порожек был необходим только для фиксации струн, а вот колебания передавались при помощи «нулевого лада» - ладовой пластины, которая устанавливалась вместе с порожком.
Материал – именно он ответственен за звучание инструмента. Давайте рассмотрим основные виды материалов, из которых изготавливаются порожки:
Самые дешёвые и распространённые. Устанавливаются на подавляющее большинство гитар – от дешёвых китайских реплик до дорогих серийных моделей гитар. Пластиковый порожек универсален, он максимально недорогой. Другими словами, его звуковые свойства удовлетворительны, как и срок службы, прочность и внешний вид.
Пластик относительно быстро истирается и царапается, а также нередко в нем обнаруживаются дефекты производства (пористость пластика, наличие литейного шва).
Аналогичен обычному пластику, но имеет больший запас прочности и более долговечен.
В гитарной индустрии существуют такие особые полимерные смеси, как TUSQ, NuBone и карбон.
Данные материалы отличаются от пластика тем, что они неплохо имитируют свойства костяных порожков, а по некоторым показателям даже их превосходят. Мягкие, податливые обработке и одновременно с этим очень прочные и долговечные.
Более подробно материалы TUSQ и NuBone мы разбирали в статье о компании Graphtech. А порожки из этих материалов можно посмотреть здесь.
Качественные и дорогие порожки из графита увеличивают сустейн, дешёвые могут его снизить по причине некачественного изготовления, так как материал довольно специфичный и капризный.
Главная особенность графитового порожка – улучшенные свойства скольжения, в результате чего струны в пазах порожка автоматически «смазываются».
Так же графитовые порожки выглядят действительно стильно из-за темно-серого цвета самого материала.
Наиболее долговечные и прочные порожки, позволяющие добиться особого звучания. Металлические порожки делают звук ярким и острым, может придать красочности при игре на перегрузе.
Пожалуй, самый популярный тип материала для порожков. Костяной порожек следует считать исторически-правильным вариантом этого элемента конструкции гитары. Изготавливается из кости крупного рогатого скота.
Звучание костяного порожка максимально сбалансировано – он не делает звук ярким и тусклым одновременно. Кость, также, как и графит, позволяет струнам легко скользить в пазах, а потому костяные порожки идеальны для гитар с тремоло или с Floyd Rose.
Крайне редкий и экзотический материал порожка. Производство и продажа слоновой кости запрещена во многих странах мира, однако на рынке всё же можно отыскать старые инструменты с порожком из слоновой кости или приобрести ископаемую слоновую кость (то есть кость животного, умершего по естественным причинам).
Существует лишь два типа порожков – верхний и нижний (нижний только для акустических инструментов).
При выборе верхнего порожка в первую очередь учитывать вид инструмента (электрогитара, бас-гитара, акустическая, 12-струнная и так далее) и калибр используемых струн.
Стоит учитывать так же параметры гитары:
При выборе порожка необходимо подобрать порожек строго по размеру или же чуть больше для возможности более точной доводки порожка под инструмент.
Параметров у порожка немного – длина, высота, ширина и материал.
В некоторых случаях целесообразнее приобретать заготовку под порожек, после чего самостоятельно производить его доводку и делать пропилы под струны – но используйте для этого только специальные гитарные инструменты.
Нижний порожек в большей степени влияет на звучание инструмента.
От правильности установки и подбора нижнего порожка зависит ряд параметров – наличие или отсутствие нежелательных призвуков, обертонов и вибраций. При большой высоте порожка может наблюдаться залом струны в месте контакта порожка и струны, что приведёт к её разрыву.
При выборе нижнего порожка следует опираться на размер посадочного отверстия в гитаре, а так же на ширину, высоту и длину порожка.
|
Порожек для акустической и классической гитары. В некоторых случаях может подойти к электрогитарам. |
Порожек для гитар типа Stratocaster, имеет радиальную форму. |
|
Существуют латунные порожки с винтами, которые позволяют регулировать высоту струн без замены или подпиливания порожка. |
![]() Другой способ регулирования высоты струн – регулируемая высота всего порожка в целом при помощи шестигранного ключа. В частности, данные порожки предназначены для бас-гитар. |
|
Следующий тип порожка – роликовый. При помощи роликов снижается трение струн в пазах порожка. Идеален для гитар с системой тремоло или Floyd Rose. |
Компенсирующий порожек, необходимый для избавления от лишних призвуков при игре на открытых струнах при помощи небольшого изменения мензуры инструмента. |
|
Порожек для бас-гитар также может иметь радиусную форму. Отличается более глубокими и широкими пропилами. |
Нижний порожек для акустической гитары. |