Медиатор, он же плектр – аксессуар, назначение которого известно каждому гитаристу. Разнообразие медиаторов, их форм и материалов порой вводит в ступор не только любителей, но и профессиональных гитаристов, а вокруг медиаторов строятся мифы, теории и легенды.
К примеру, гитаристы до сих пор спорят о влиянии материала медиатора на звучание инструмента (то же самое с формой медиатора). Правда, несмотря на теории и мифы, некоторые гитарные медиаторы действительно предназначены строго для определённого стиля игры или типа инструмента.
Медиатор может быть изготовлен абсолютно из любого материала – пластик (самый распространённый), натуральная кость, металл, дерево и даже камень. Форма также может быть как классической «лепестковой», так и довольно причудливой.
В данной статье мы постараемся рассказать вам о медиаторах все, что нужно для выбора идеально подходящей модели.
Толщина медиаторов
Измеряется в миллиметрах. Некоторые производители указывают не толщину, а степень жесткости или условную толщину (тонкие, средние, толстые и т.д.).
Интересный факт: самый тонкий и толстый медиатор в истории – 0.05 мм и 5.58 мм соответственно.
Буквенное обозначение толщины:
Толщину медиатора следует выбирать исходя из личных предпочтений, опираясь на собственный стиль игры. К примеру, экстремально тяжелые стили музыки невозможно сыграть супертонкими медиаторами. Рекомендуем начать со средних или толстых – и далее уже попробовать другие варианты.
Толстые медиаторы позволяют добиться лучшего контроля над струнами при игре риффов, переборов и сольных партий (но это все еще довольно спорно), однако при игре аккордами или на акустической гитаре звук получится нестабильным.
Приведём условную зависимость толщины от стиля музыки, для которого подойдут медиаторы той или иной толщины:
Однако стоит учесть индивидуальные предпочтения и собственный уровень владения инструментом.
Существует ряд простых правил, на которые следует опираться:
Материал на самом деле менее важен при выборе медиатора. В том случае, если вы играете на укулеле, домре и на прочих народных инструментах, лучше выбрать медиатор из войлока и кожи.
Для электрогитары подойдёт практически любой медиатор, в зависимости от жанра исполняемой музыки и от толщины струн. Но будьте аккуратны с металлическими и иными медиаторами из плотных материалов - они могут рвать струны или разрушщать обмотку струны.
Для акустической гитары следует выбирать либо тонкий медиатор, либо средней толщины. При использовании толстого медиатора и агрессивной игре повышается вероятность порвать струны на гитаре.
Для бас-гитары подойдёт большой медиатор (обычно треугольной формы). Чем толще, тем лучше.
Форм медиаторов превеликое множество, однако среди всего многообразия можно выделить несколько основных:
Также существуют медиаторы в форме сердца, неправильного треугольника или в форме монеты. В общем, форм превеликое множество, рекомендуем попробовать каждую и понять, какая лучше всего ложится в вашу руку.
Медиаторы имеют не только разную форму, но и размеры. Сугубо индивидуальная характеристики, а потому рекомендуем выбирать медиатор из собственных предпочтений.
Тупой и острый угол позволяют добиться определённого звучания. Острый угол скоса – извлекаемый звук будет острым и ярким, в то время как тупой угол – приглушенный и смягченный, что идеально подойдёт для игры аккордами.
Чем лучше материал, из которого сделан медиатор, тем дольше он вам прослужит. Качество медиатора влияет на его цену в большую сторону.
Крайне бюджетные китайские медиаторы имеют самый маленький срок службы – они истираются буквально за час, если не треснут раньше.
Одни из самых качественных и лучших медиаторов в мире. К сожалению, их трудно найти и купить из-за высокой цены и крайне ограниченного объема производства. Изготавливаются из панцирей морских черепах.
К счастью, черепахи больше не идут в жертву ради производства ввиду наличия синтетических аналогов.
Дешёвые в производстве, но качественные на практике. Практически полностью идентичны натуральным материалам, однако имеют бОльшую толщину ввиду особенностей производства и характеристик материала.
Аналог медиаторов из панциря морских черепах, изготавливаются из панцирей речных или сухопутных черепах. Данные медиаторы имеют худшие характеристики по сравнению с медиаторами из панциря морских черепах – ниже плотность и прочность, что оказывает влияние на долговечность и звучание.
Медиаторы из кости отличаются жёсткостью и прочностью. Гибкость – это не про них, а потому данные медиаторы идеальны для игры на бас-гитаре или на толстых (очень толстых) струнах электрогитары.
Абсолютно не гибкие и очень толстые. Идеальны для игры с сильной атакой, приятны тактильно.
Хрупкие, не гибкие, приятные на ощупь и интересны в плане звучания. К сожалению, стачивается или ломается ровно так же, как и дешевый китайский медиатор.
Несколько походит на черепаший панцирь, однако прочность оставляет желать лучшего.
Прекрасны в качестве сувенира или подарка, практические же свойства сомнительные.
Твёрдые, жесткие и долговечные – три прилагательных, которые прекрасно описывают данные медиаторы. Приятны тактильно, однако при игре такими медиаторами появляются нежелательные призвуки и шумы.
Прочные, приятные на ощупь и «всегда холодные» из-за термодинамических свойств камня. Прекрасны при игре лид-партий.
Минимальная толщина при высокой жесткости. Позволяют добиться теплого звучания. Очень плохо влияют на долговечность обмотки струн.
Аналогичны медиаторам из камня, но имеют меньший вес.
Специфичный материал, так как при небольшой толщине обладают довольно высокой жёсткостью.
Медиаторы из термопластика по праву носят звание лучших медиаторов, ввиду идеальных характеристик жёсткости, гибкости и прочности. К сожалению, толщина медиаторов из термопластика довольно большая.
Хрупкие и быстро стачиваются, однако цена нейлоновых медиаторов покажется низкой любому гитаристу. Данные медиаторы могут быть как совершенно некачественными (бюджетные китайские), так и действительно выдающимися по качеству, например, модели от Dunlop из США.
Дешёвый аналог нейлоновых медиаторов. В целом, разницы практически нет, а долговечность и прочность напрямую зависит от производителя.
Пластиковый медиатор с матовой поверхностью. Не скользит в руке, относительно прочный и бюджетный.
Аналог черепашьему панцирю от производителя Dunlop. Обладает матовой поверхностью и заслуженно имеет всемирно известное имя, пожалуй, это самые популярные в мире медиаторы.
Одни из самых прочных медиаторов с долгим сроком службы. К сожалению, из-за особенностей поверхности плохо держатся в руке.
Довольно дорогой аналог медиаторов из черепашьего панциря. Производит компания Dunlop.
Долго служат, но выскальзывают из рук. Интересно звучат, но дорого стоят.
У данных медиаторов совершенно отсутствует такой параметр, как гибкость. Максимальная жёсткость, максимальная цена и максимальная долговечность.
Редкий материал. Особенностью является то, что медиаторы сделаны из нескольких материалов, что улучшает их эксплуатационные характеристики.
В большинстве случаев имеют разные грани и скосы, что позволяет одним медиатором выполнять сразу несколько функций.
Совершенно не гибкие медиаторы, однако поверхность может быть как гладкой, так и матовой. Также тяжелые и толстые.
Медиаторы из войлока и кожи предназначены для игры на народных инструментах, таких как укулеле, гусли, домра, балалайка.
Отличаются мягкостью, но совершенно недолговечны. Стоит отметить, что ввиду мягкости медиаторов, снижается отрицательное влияние на струны инструмента.
Керамические медиаторы. При игре выдают звук, похожий на звук при ударе ногтем о струну. По остальным характеристикам похожи на пластмассовые гитарные медиаторы, за исключением того, что они вообще не гнутся.
TUSQ – это собственная разработка компании Graphtech, материал, который изготавливается под высоким давлением и высокой температурой. В его основе лежат органические соединения, не содержащие масел или побочных продуктов животного происхождения.
TUSQ – идеально передаёт вибрацию и частоты, прочный и одновременно мягкий материал.
Подробнее о данном материале в нашей статье о бреде Graphtech.